Экипаж 205 авиаотряда Северного ТУ ГВФ в составе командира корабля, второго пилота, штурмана, бортмеханика, бортрадиста и трех бортпроводниц в 16:10 мск вылетел из Ташкента в Ленинград с посадкой в а/п Куйбышев (Курумоч) для выполнения внерейсового полета с целью перевозки груза. В 20:07 самолет вылетел из а/п Курумоч на Ленинград.
Прогноз погоды по маршруту с 20 до 23 часов предусматривал: полет в высоком гребне, облачность 7-10 баллов кучевая, мощно-кучевая с верхней границей 8-9 км, тропопауза 10-11 км, в конце маршрута фронтальная гроза.
По пункту посадки а/п Ленинград (Шоссейная) с 21 до 24 часов предусматривалось: облачность 4-7 баллов слоисто-кучевая высотой 600-1000 м, дымка, видимость 4-6 км, ветер 240-260° 2-5 м/с.
К моменту прилета самолета в Ленинград, около 21:45, руководитель полетов и инженер-синоптик АМСГ с КДП наблюдали резкое ухудшение погоды в западном секторе района аэродрома. Уточняя прогноз погоды с 21 до 24 часов по а/п Ленинград, инженер-синоптик АМСГ в 21:50 дала штормовое предупреждение, в котором с 22:20 до 24:00 предусматривалось: облачность 4-7 баллов разорванно-дождевая высотой 100-150 м, дымка, видимость 1000-1500 м, высота разорванно-слоистой облачности ниже 100 м.
Фактическая погода в а/п Ленинград за 21:50, по наблюдениям с РСП-4, была: высота облачности 100 м, видимость 1700 м. Таким образом, было очевидно, что ухудшение погоды уже наступило, однако инженер-синоптик АМСГ не изменила начала действия штормового предупреждения.
Руководитель полетов, основываясь на консультации инженера-синоптика АМСГ и штормовом предупреждении, направил на запасные аэродромы самолеты, находящиеся в зоне ГРДП, а находящиеся в зоне АДС самолеты Ил-18 и Ту-104 решил принять на а/д Шоссейная.
В 21:52 произвел посадку самолет Ил-18, экипаж которого доложил, что на курсе посадки облачность 300 м, видимость хорошая. На основании доклада экипажа Ил-18 об облачности и горизонтальной видимости, которая на посадочной прямой была выше минимума №1, руководитель полетов разрешил заход на посадку самолета Ту-104.
В 21:56 экипажу Ту-104 передана фактическая погода а/п Ленинград за 21:50: давление 755,6 мм рт.ст., ветер 300° 3 м/с, видимость 1700 м, нижняя кромка 100 м.
Заход на посадку командир корабля производил с прямой. Полет самолета до БПРМ и пролет его с МК=315° был выполнен визуально, строго по курсу и глиссаде, о чем экипаж получил подтверждение от диспетчера посадки. В районе между ДПРМ и БПРМ самолет, находясь на заданном курсе и глиссаде, неожиданно для экипажа вошел в дымку с видимостью 2-3 км. Экипаж, будучи неподготовленным к полетам по приборам, при переходе от визуального полета к инструментальному допустил потерю высоты самолета, в связи с чем получил указание от диспетчера посадки «Уменьшите снижение». Для выхода на глиссаду командир корабля перевел самолет на увеличенный угол атаки, не меняя при этом режима работы двигателей, который был 3300 об/мин. Это привело к потере скорости с 280 до 250 км/ч и резкому увеличению вертикальной скорости снижения до 18 м/с при угле планирования 12-13°. В результате самолет в трехточечном положении приземлился на траверзе БПРМ, в 180 м левее оси ВПП, и при дальнейшем продвижении разрушился. Члены экипажа и сопровождающие груз пассажиры получили ранения и ушибы.
|