Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-28 Восточно-Сибирского управления ГВФ в Новосибирске
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 декабря 1960 г.
Время:  10:18
Страна:  СССР
Место происшествия:  Новосибирская область, юго-восточная окраина г. Новосибирск
Тип ВС:  Ил-28
Регистрация ВС:  хв №046
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ
 


Описание
    Самолет Ил-28У (зав. №64007202) был передан 23.11.1960 в/ч №10213 в ГВФ, где он должен был эксплуатироваться в качестве самолета-зондировщика. Экипаж 201 АОРС Восточно-Сибирского ТУ ГВФ для выполнения задания по перегонке самолета в Иркутск прибыл на а/д Черняховск. Самолет еще не получил государственный регистрационный номер и перегонялся с хвостовым номером ВВС (№46) и с позывным 36593. Вылетев из Черняховска, благополучно перелетев во Внуково и Свердловск, 6 декабря экипаж прибыл в а/п Новосибирск (Толмачево), где по метеоусловиям был задержан до 9 декабря.
    9 декабря экипаж получил прогноз погоды по маршруту Толмачево – Иркутск с 05:30 до 08:00 – облачность 7-9 баллов слоисто-дождевая, разорвано-слоистая, 7-10 баллов верхняя, средняя. Снег. Метель. Верхняя граница облачности 8000-9000 м, высота тропопаузы 9000-10000 м. Спокойно.
    Полетный вес и центровка самолета не превышали установленные нормы. В 05:48 мск экипаж запросил разрешение на запуск двигателей, но ввиду ухудшения видимости в а/п Толмачево из-за позёмки, диспетчер КДП запуск двигателей запретил, дав указание ждать улучшения видимости. В 06:06 видимость улучшилась до 2800 м. Диспетчер вызвал борт и дал указание запускать двигатели. В 06:14 экипаж произвел взлет с МК=251° и передал: «У Вас видимость более 10 км». Диспетчер КДП дал указание левым разворотом ложиться на курс с набором эшелона 8000 м. Одновременно было дано указание сообщать фактическую погоду района аэродрома.
    На втором развороте командир корабля доложил: «Нижняя кромка облачности 600 м», а на траверзе ВПП передал: «Вышел из облаков, верхняя кромка 1400 м». После этого связь с командиром корабля прекратилась. В то же время в 06:17 бортрадист вызвал ГРДП Новосибирск, но не передал никаких сообщений. Диспетчер ГРДП ответил борту на вызов, но ответа с борта не последовало. На неоднократные вызовы ГРДП борт не отвечал. Связь с самолетом по всем каналам прекратилась. По обзорному радиолокатору метка самолета наблюдалась до третьего разворота. На третьем развороте она исчезла в засветках местников.
    Через 30 минут местные жители сообщил о падении самолета, который был обнаружен на юго-восточной окраине г. Новосибирск, в 22 км от а/п Толмачево, полностью разрушенным. Экипаж погиб. Самолет упал на опушке березовой рощи. При этом был частично разрушен одноэтажный дом и ряд хозяйственных построек. Катастрофа произошла в 06:18 мск (10:18 местного времени).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-28
Регистрационный номер (id) ВС хв №046
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1954
Заводской номер ВС 64007202
Наработка ВС (часы) 789
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Ф121225 В346675А


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Новосибирск (Толмачево)
Пункт назначения Иркутск
Начальный пункт маршрута Черняховск
Конечный пункт маршрута Иркутск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Расследованием установлено:
    1) Самолет столкнулся с землей под углом 55° с правым креном 70° на большой скорости. В результате удара произошел взрыв, что способствовало разрушению самолета и разбросу его частей на большое расстояние.
    2) Изменение нормального режима набора высоты произошло на высоте 1600-1700 м между облачностью, в 11 км от места падения по курсу полета.
    3) Самолет в режиме набора высоты подвергся резкому рывку в сторону одной из стабилизаций – тангажа, крена или курса, приведшему к большим перегрузкам на самолет, что подтверждается внезапным прекращением связи бортрадистом с ГРДП.
    4) Воздействие на одну из стабилизаций привело самолет в неуправляемый полет, которое не дало командиру корабля вывести его из создавшегося положения даже при выходе на визуальный полет над лесом, что подтверждается характером падения самолета.
    5) Комиссии не представилось возможным установить истинную причину потери управляемости из-за гибели экипажа и разрушения самолета.
    6) Комиссия считает, что причинами потери управляемости могли быть:
    а) внезапное самопроизвольное отклонение триммера руля поворота из-за подачи электрического питания в цепь управления электромеханизма триммера в результате неисправности переключателя триммера или замыкания от влаги, или постороннего предмета в одном из штепсельных разъемов;
    б) самопроизвольное включение при включенной планке автопилота одной из рулевых машинок вследствие замыкания в выключателях «крен», «курс» или «высота»;
    в) самопроизвольное включение одной из рулевых машинок автопилота при включенной планке в результате неисправности в электроцепях самолета;
    г) ошибочное включение летчиком тумблера «высота» на щитке управления автопилота вместо тумблера «корректор индикатора курса» при включенной планке;
    д) рассоединение штурвальной колонки с рулями высоты из-за разрушения прилива или выпадания пальца соединительной муфты горизонтальной трубы со штурвальной колонкой.
    Исходя из характера столкновения самолета с землей, наиболее вероятной причиной катастрофы комиссия считает самопроизвольное включение рулевой машинки рулей высоты на пикирование вследствие замыкания в электрической цепи автопилота, что вызвало выход самолета в резкое пикирование, вывод из которого при больших нагрузках на управление, недостаточной высоты и падения самолета в облачности, оказался для летчика невозможным.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.