|
|
|
Катастрофа Ан-2 Казахского управления ГВФ в районе Семипалатинска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 10 декабря 1960 г.
Время: 09:36
Страна: СССР
Место происшествия: Казахская ССР, Семипалатинская область, 45 км южнее а/п Семипалатинск
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-33181
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Казахское территориальное управление ГВФ
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж Семипалатинской ОАЭ Казахского ТУ ГВФ выполнял рейс №11 Семипалатинск – Абай. В 05:10 мск командир самолета прошел предполетную подготовку вместе с другими пилотами ОАЭ, в процессе которой прослушал предварительную метеоконсультацию по маршруту полета, и с заданием на полет явился на АМСГ, где дежурный синоптик без проведения консультации выдала ему бланк АВ-5, выписанный ранее другому пилоту по тому же маршруту, с пометкой «ориентировочный», сроком действия с 05:30 до 06:30 мск. С данным бланком АВ-5 пилот явился к диспетчеру АДП, который отказался дать разрешение на вылет, так как бланк выписан на другую фамилию и не отвечал сроку действия прогноза, необходимого для полета. Старший диспетчер АДП, признав выписанный прогноз с отметкой «ориентировочный» необоснованным, не добился от начальника АМСГ его изменения. Не приняв мер к выписке прогноза погоды в бланке АВ-5 на имя командира экипажа, со сроком действия на время полета, без доклада командиру авиаэскадрильи, ст. диспетчер принял самостоятельное решение на выпуск пилота в рейс без действующего прогноза погоды в бланке АВ-5.
Экипаж произвел взлет в а/п Семипалатинск в 06:17 мск. На борту находилось 10 взрослых пассажиров и 106 кг багажа. Полетный вес 4945 кг и центровка 32-33% САХ не выходили за установленные нормы.
Указанный в выданном пилоту бланке АВ-5 прогноз погоды по маршруту с пометкой «ориентировочный», срок действия которого заканчивался через 13 минут после взлета, предусматривал: облачность 6-9 баллов слоисто-кучевая, высотой 600-1000 м и средняя. Снег, видимость 4-6 км, ветер северо-западный 35-45 км/ч.
Площадной прогноз погоды для полетов в радиусе 100 км от а/п Семипалатинск с 5 до 11 часов мск предусматривал: облачность 6-9 баллов слоисто-кучевая, высотой 600-1000 м и средняя, без осадков, видимость 4-6 км, ветер северо-западный 35-45 км/ч. У земли ветер западный, с переходом на северо-западный, 4-7 м/с.
Во время полета, набрав заданную высоту 650 м по давлению а/д Семипалатинск, пилот поддерживал регулярную связь с КДП, в процессе которой передал условия полета: облачность 10 баллов, видимость 2-4 км, а на удалении 45 км от а/п Семипалатинск передал, что видимость 2 км. Получив вторичное указание от КДП о запрете дальнейшего полета и возврате в пункт вылета, пилот сообщил, что возвращается, после чего связь с ним прекратилась.
В 10:04 мск самолет обнаружен на удалении 45 км с азимутом 186° от а/п Семипалатинск (15 км от н.п. Репинка) разбитым точно на трассе. Экипаж и пассажиры погибли Катастрофа произошла в 06:36 мск (09:36 местного времени).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
10 |
10 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-33181 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
14.09.1960 |
Заводской номер ВС |
114547317 |
Наработка ВС (часы) |
149 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Казахское территориальное управление ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Семипалатинск |
Пункт назначения |
Абай |
Начальный пункт маршрута |
Семипалатинск |
Конечный пункт маршрута |
Абай |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Непосредственной причиной катастрофы является потеря скорости и сваливание самолета вследствие потери продольной управляемости при смещении в полете центра тяжести самолета за пределы 40-42% САХ. Такое смещение центровки произошло в результате ухода нескольких пассажиров в хвостовую часть фюзеляжа (туалет), что подтверждается наличием соответствующих следов на элементах конструкции хвостовой части и оперения. При начавшемся кабрировании самолета могло произойти смещение назад остальных пассажиров вследствие недостаточно надежной фиксации сидений и отсутствия привязных ремней. Кроме того, сваливанию мог способствовать разворот, усложнивший пилотирование самолета. Вывод самолета из сваливания в нормальный полет был затруднен ограниченной видимостью и отсутствием хорошо видимого горизонта на малоориентирной заснеженной местности, в результате чего экипаж не справился с пилотированием самолета, имеющего заднюю центровку, при потере им скорости на сравнительно малой (500 м) высоте.
Главной причиной катастрофы являются плохие организация и руководство полетом в а/п Семипалатинск, выразившееся в выпуске самолета в полет и в вылете командира самолета без прогноза погоды по маршруту полета и пункту посадки.
Способствующие причины:
- Некачественная метеорологическая консультация командно-летного и диспетчерского состава в а/п Семипалатинск, в которой указывалась погода по маршруту Семипалатинск – Абай в пределах минимума (облачность 10 баллов высотой 600-1000 м, видимость 4-10 км, в второй половине дня снег). Фактически, по данным бортов самолетов, погода по маршруту была: облачность 10 баллов высотой 600 м и выше, дымка, временами снег, видимость 2-4 км, местами до 1 км;
- Неудовлетворительное взаимодействие между АМСГ и службой движения в а/п Сеимпалатинск;
- Плохая метеоосвещенность районов Семипалатинской области, особенно западных и юго-западных.
Виновники:
- командир Семипалатинской ОАЭ – зная о неустойчивой метеообстановке на МВЛ утром 10.12.1960, не дал четких указаний о подготовке и организации полетов. Вместо личного участия в организации и руководстве полетами ушел на якорную стоянку самолетов, чем нарушил требования п.4 циркуляра ГУ ГВФ №111/ц от 19.10.1960;
- начальник а/п Семипалатинск – неудовлетворительно руководит подчиненной ему службой движения, вследствие чего там имеются серьезные недостатки в организации и руководстве полетами;
- ст. диспетчер а/п Семипалатинск – выпустил пилота в полет без прогноза погоды по маршруту полета и пункту посадки (в нарушение п. «Г» §129 НПП ГА-58). Не принял мер к своевременному возврату и не дал четких указаний командиру самолета о немедленном возврате в аэропорт вылета;
- командир самолета – произвел вылет без прогноза погоды по маршруту и пункту посадки и несвоевременно принял решение о возврате на аэродром вылета при встрече с погодой ниже минимума трассы (в нарушение п. «Г» §129 НПП ГА-58, а также §48/67 Инструкции по организации и руководству движением самолетов на воздушных трассах СССР и МВЛ ГВФ);
- ст. инженер-синоптик АМСГ а/п Семипалатинск – не выписала (не оформила на бланке АВ-5) пилоту прогноз погоды по маршруту и не обеспечила его предполетной консультацией.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|