|
|
|
Катастрофа Ан-24РВ Северо-Кавказского УГА в Грузии |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 17 ноября 1975 г.
Время: 22:14
Страна: СССР
Место происшествия: Грузинская ССР, Абхазская АССР, г. Апшара, 25 км северо-восточнее Гали
Тип ВС: Ан-24РВ
Регистрация ВС: CCCP-46467
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Северо-Кавказское УГА, Краснодарский ОАО
Рейс: 6274
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 241 летного отряда произвел взлет в а/п Тбилиси в 20:23. Полет проходил на эшелоне 6 000 м в облаках и между слоями. Прогноз погоды по маршруту с 18:00 до 24:00 был таким: облачность 4-7 баллов, кучево-дождевая, разорвано-дождевая 200-300 м, верхняя граница – 4-5 км, ливневый дождь, интенсивная болтанка, сильное обледенение. Зная о наличии на трассе грозовых очагов и наблюдая их по бортовому радиолокатору и получив информацию от диспетчера РДП Сухуми, что предыдущий борт обходил засветку севернее трассы приблизительно на 15 км, экипаж принял решение на обход гроз севернее 10-15 км, о чем доложил в 21:02. В 21:04 экипаж произвел отворот вправо от линии заданного пути на 25° и следовал курсом 320°. В 21:08 диспетчер предложил довернуть влево и вернуться на трассу, разрешив при этом снижение до 4 200 м. Экипаж, опираясь на пролет предыдущего борта, подтвердил свое решение обходить севернее. В 21:11:40 экипаж доложил занятие 4 200 м и перешел на связь с диспетчером подхода, которого в этот момент подменил диспетчер зоны. Он разрешил снижение до 3 000 м. В 21:13:41 экипаж доложил о пролете траверза ОПРС Гали и о занятии высоты 3 000 м. При снижении до 4 200 и 3 000 м экипаж заданной высоты не фиксировал, а продолжал снижение дальше. Подменяющий диспетчера подхода диспетчер зоны разрешил снижение до 1 200 м курсом на ДПРМ. После этого связь с бортом прекратилась. Полностью разрушенный самолет обнаружен в 61 км от а/п Сухуми с азимутом 90° в 25 км севернее трассы на южном склоне горы Апшара (высота 2 580 м) на отметке 2 250 м (юго-западный отрог Большого Кавказского хребта, 15 км южнее восточной части Кодорского хребта). Место катастрофы, находящееся в точке с координатами 42°49’50” СШ, 41°53’15” ВД, расположено на скалистом крутом склоне с углом наклона от 60 до 90°, покрытом снегом глубиной 0,5-1 м. Столкновение с горой произошло в 21:14:30 мск (22:14:30 мест. вр.) с углом тангажа на пикирование -4-5° без крена на скорости 410 км/ч под углом 50-60° в горизонтальной плоскости. Фактическая погода в районе происшествия была: облачность 10 баллов, кучево-дождевая, верхняя граница 5-7 км, дождь, грозы.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
33 |
33 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
снижение |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-24РВ |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-46467 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
21.07.1972 |
Заводской номер ВС |
27307905 |
Наработка ВС (часы) |
7335 |
Наработка ВС (циклы) |
6878 |
Силовая установка |
47522025 4722040 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
6274 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Северо-Кавказское УГА, Краснодарский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Тбилиси |
Пункт назначения |
Сухуми (Бабушера) |
Начальный пункт маршрута |
Тбилиси |
Конечный пункт маршрута |
Краснодар (Пашковская) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Полет проходил в сложных условиях горной местности и грозовой деятельности. При обходе экипаж не контролировал свое местонахождение и выполнял полет в 20-25 км севернее трассы. При подходе к ОПРС Гали экипаж ошибочно, не доходя 8-10 км, определил пролет траверза ОПРС, о чем доложил диспетчеру. Диспетчер РДП, не имевший допуска к работе на ДПП и подменивший другого диспетчера, не контролировал движение самолета по радиолокатору и радиопеленгатору. В нарушение Инструкции по производству полетов а/п Сухуми, он дал разрешение на снижение до 1 200 м, не зная местонахождения самолета. Экипаж, также не зная своего местонахождения, слепо выполнил команду. Продожая снижение, начатое за 7 км до пролета ОПРС Гали с боковым уклонением 25 км от трассы, строго на траверзе ОПРС самолет столкнулся с горой. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основная причина – нарушение диспетчерским составом правил УВД и ошибка экипажа при определении местонахождения самолета при снижении в горах.
Сопутствующие факторы:
1) Нижний безопасный эшелон полета по данной трассе в районе ОПРС Гали рассчитан с нарушением. Максимальное превышение учитывалось в полосе 17 км от трассы, а не в 25 км от трассы. Таким образом, нижний безопасный эшелон полета был установлен 2 400 м, а должен был составлять 3 600 м. В результате снижение по трассе производилось ниже фактической безопасной высоты, что создавало угрозу безопасности полетов.
2) Нарушения и недостатки в организации метеообеспечения полетов. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|