|
|
|
Катастрофа Ми-4 управления Полярной авиации ГВФ в Мурманске |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 17 мая 1960 г.
Время: 11:46
Страна: СССР
Место происшествия: Мурманская область, Кольский залив, район пос. Роста
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: СССР-04311
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Управление Полярной авиации ГВФ, 247 ао
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 247 авиаотряда Управления Полярной авиации 13 мая 1960 года вылетел по маршруту Москва (Захарково) - Череповец – Петрозаводск – Мурманск (Мурмаши) для последующего базирования на атомоходе «Ленин» и участия в первом испытательном походе ледокола в Арктику (выполнение ледовой разведки и спецзаданий).
После прибытия в Мурманск экипаж выезжал к месту стоянки ледокола для оценки условий посадки. Атомоход стоял на бочках у своей базы в Кольском заливе (район пос. Роста). С борта на берег были уложены сходни. Вертолетная площадка расположена на корме судна. Заход на посадку на нее был возможен только со стороны кормы, так как с другой стороны находится надстройка корабля.
15 мая в 11:24 экипаж произвел взлет в а/п Мурмаши с заданием перелететь к стоянке атомохода «Ленин» и произвести посадку на вертолетную площадку судна. Взлет произведен за 1,5 часа до намеченного времени, без связи с ледоколом. После взлета экипаж получил распоряжение диспетчера АДС следовать к месту стоянки на высоте не выше 150 м. Дойдя до ледокола, командир вертолета сделал два круга над кораблем на высоте 50-100 м для осмотра площадки, после чего стал заходить на посадку.
Фактическая погода в момент посадки была: облачность 4-7 баллов, слоистая высотой 600 м, временами дождь, видимость 10 км, ветер порывистый 4,5 м/с, 290°.
Ледокол стоял с курсом 160°. Вертолет заходил на посадку с кормы ледокола с курсом около 200°. Подход к площадке производился с боковым ветром с правого борта силой 4,5 м/с, что превышало допустимую скорость ветра (3 м/с) для висения вне зоны влияния «воздушной подушки». Посадочный вес для данных условий захода на посадку превышал допустимый на 500 кг. При подходе к площадке командир вертолета пытался перевести вертолет в режим висения, находясь над краем левого борта площадки, после чего отвернул влево с левым креном. Боковой ветер стал попутным. Вертолет продолжал разворот со снижением. Развернувшись примерно на 180°, вертолет перешел в правый крен, продолжая снижаться. В результате правое колесо вертолета стало погружаться в воду. Лопасти несущего винта стали цепляться за воду и разрушаться. Вертолет плавно перешел на нос и затонул вверх колесами на глубине 18 м.
Командир вертолета, штурман и бортрадист погибли, бортмеханик всплыл на поверхность воды, получив лёгкие ранения, и был спасён подошедшей шлюпкой с ледокола. Катастрофа произошла в 11:46.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
3 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-04311 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
10.02.1959 |
Заводской номер ВС |
1573 |
Наработка ВС (часы) |
68 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Б9834601 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Управление Полярной авиации ГВФ, 247 ао |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Мурманск (Мурмаши) |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Мурманск (Мурмаши) |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
1) Главной причиной катастрофы является ошибочное решение командира вертолета производить посадку с попутно-боковым ветром силой 4,5 м/с (РЛЭ Ми-4 допускает посадку с боковым ветром не более 3 м/с, с ветром большей силы посадка допускается в исключительных случаях и только по-самолетному)
2) Непосредственными причинами катастрофы являются заход на посадку с попутно-боковым ветром и позднее принятие решения на уход от ледокола.
Способствующие причины:
3) Вылет с полным допустимым полетным весом, что усложнило заход и посадку на площадку атомохода. Не использована возможность максимально облегчить полетный вес вертолета, чтобы по прибытию вертолет мог висеть вне зоны влияния «воздушной подушки». При данных метеоусловиях полетный вес к приходу на ледокол следовало иметь не более 6400 кг. Фактически, по расчетам аварийной комиссии, вес был примерно равен 6900 кг.
4) Малая высота подхода к площадке (1-2 м) и недостаточная проработка с экипажем в 247 ОАО перед вылетом порядка выполнения задания.
Ошибки экипажа, указанные в п.п 2, 3 и 4, суммируясь, создали безвыходное положение. Вертолет не завис, а стал проваливаться. Создалась опасность столкновения вертолета с краем площадки. Командиру вертолета не оставалось другого выхода, кроме как попытаться немедленно отойти от вертолета, отворачивая влево и уходя по ветру, что вызвало уменьшение подъемной силы. Левый крен еще более снизил подъемную силу. Это положение усугубилось тем, что в момент ухода от борта ледокола вертолет находился в падающем потоке воздуха. По этим причинам, при полной мощности двигателя, вертолет продолжал терять высоту, пока не ударился о воду.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|