Экипаж 8 ато произвел взлет в а/п Сталинабад в 05:17 мск. На борту находился груз (автопокрышки а/м ЗиС, веревки, бочкотара) весом 2 379 кг. В состав экипажа был включен еще один второй пилот, якобы для провозки по маршруту. Фактически он направлялся в отпуск в Москву. Прогноз погоды по маршруту Сталинабад – Ленинабад – Ташкент с 05:00 по 09:00 предусматривал: облачность 5-10 баллов средняя, на участке Джизак – Ташкент – 3-7 баллов, слоисто-кучевая высотой 1000-1500 м, видимость 4-10 км, мгла, ветер на высоте 2-3 км западный 20-30 км/ч. Прогноз был вручен командиру корабля в 04:40 и был летным, хотя не был детализирован по участкам трассы. Начальник РДС Сталинабад разрешил вылет и в дальнейшем руководством движения самолета не занимался. Движение контролировал диспетчер РДС. До Самарканда фактическая погода соответствовала прогнозу и была выше минимума. В 05:10 (до вылета экипажа) начальник АМСГ а/п Сталинабад по запросу начальника а/п Ленинакан выписал встречный прогноз погоды для другого экипажа, который был вручен диспетчеру РДС. Он предусматривал с 06:00 до 09:30 на участке Ленинабад – Джизак – Самарканд высоту облачности 600-1000 м и видимость 4-10 км. Таким образом, прогноз погоды на участке Ленинабад – Джизак являлся нелетным. Однако диспетчер РДС не только не задержал вылет экипажа, но и не передал ему этого прогноза, а также не ознакомил с ним начальника РДС. Фактически и этот прогноз не оправдался. На участке трассы от Джизака до Беговата облачность была нижняя 10 баллов с высотой нижней кромки до 150 м и 8-10 баллов высокой облачности. В 06:30 дежурный синоптик получила штормовое предупреждение из Ура-Тюбе о тумане, но никого из РДС с ним не ознакомила. КВС Шувалов от Джизака пошел сверх облачности, а затем, в нарушение НПП-47, вошел со снижением в облачность и начал пробивать ее на трассе с курсом 70°. Прогноз погоды по маршруту предусматривал западный ветер. Фактический ветер был юго-западным, вследствие чего самолет сносило влево, а командир не мог определить этого, находясь в облаках. Очевидно, не была учтена путевая скорость самолета при наличии попутно-бокового ветра, вследствие чего пробивание облачности продолжалось в непосредственной близости от хребта Могол-Тау уже на малых высотах. Диспетчер РДС, передав самолет Ташкентской РДС, перестал им интересоваться, хотя знал о наличии прогноза, указывающего на ухудшение погоды на трассе. Ни командир корабля, ни командиры других самолетов, пролетавших по этой трассе, не сообщали фактической погоды по трассе, а РДС Ташкент и Сталинабад, зная о сложной метеообстановке на трассе, не потребовали от них прекращения полетов и посадок самолетов в Самарканде или Ташкенте. Диспетчер АДС Ленинабад, имея связь с самолетами, идущими в Ленинабад, не передал им штормового предупреждения из Ура-Тюбе и не принял мер к прекращению полетов по трассе. Начальнику а/п Ленинабад он также о штормовом предупреждении не доложил. 07:05 получено последнее сообщение от КВС. Он связался с а/п Ленинабад и запросил погоду и условия посадки. Ленинабад дал погоду: облачность 6 баллов средняя, 2 балла нижняя высотой 1000-1500 м, видимость 10 км, посадочный курс 270°. Ответа с борта не последовало. Самолет обнаружен на следующий день в 31 км от а/п Ленинабад с азимутом 268° (восточнее Беговата). Он столкнулся со скалистым западным склоном горы на высоте 700 м с МК=70°, разрушился и сгорел. Направлявшийся в отпуск второй пилот обнаружен раненым, остальные члены экипажа погибли. Катастрофа произошла в 07:08.
|