Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-40 Латвийского УГА в Новгороде
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 октября 1975 г.
Время:  16:53
Страна:  СССР
Место происшествия:  Новгород
Тип ВС:  Як-40
Регистрация ВС:  CCCP-87458
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Латвийское УГА, Рижский ОАО
Рейс:  Л-98
 


Описание
    Экипаж 106 летного отряда выполнял рейс Л-98 Сыктывкар-Рига. На участке маршрута Вологда-Новгород из-за фактической погоды ниже минимума, которая прогнозом не предусматривалась, экипаж ушел на запасной аэродром Ленинград-Смольное, где произвел посадку в 12:54. 17 пассажиров, имевших билеты до Риги, были отправлены другим рейсом. После улучшения погоды в Новгороде экипаж произвел взлет в 16:26. На борту оставались 2 пассажира с билетами до Новгорода. Прогноз погоды по а/п Новгород с 15:00 до 18:00 предусматривал – туман, видимость 500-1000 м, во второй половине срока – облачность 10 баллов высотой 100-150 м, дымка, видимость 1000-1500 м, ветер неустойчивый 1-4 м/с. Фактическая погода на аэродроме за 16:20 была – ясно, дымка, видимость 3 км, ветер 60° 2 м/с. Эшелон полета был 3 300 м. В 16:41 экипаж вышел на связь с диспетчером а/п Новгород, доложил расчетное время прибытия и попросил включить привода. Диспетчер, в нарушение НПП-71 и НМО-73, передал фактическую погоду на аэродроме давностью 52 мин. – ясно, видимость 2 300 м, ветер 110° 2 м/с, давление 777 мм рт.ст., при прогнозируемых облачности ниже 200 м и видимости менее 2 000 м. В нарушение существующей схемы захода на посадку при данных метеоусловиях командир корабля производил заход на посадку с прямой по ОСП. Светотехническое оборудование аэропорта (ночной старт) не включалось. Около 16:50 самолет пролетел на траверзе ДПРМ правее 550 м с МК=185° на высоте около 80 м в тумане с видимостью 50-100 м. В дальнейшем, не меняя курса, самолет продолжал полет в тумане правее линии посадочного курса над г. Новгород. В 16:53 самолет на высоте 20 м, на удалении 3 км от торца ВПП и в 340 м правее посадочного курса (195°) зацепил крышу типографии (пр-т Карла Маркса, 4) выпущенными шасси и правой консолью крыла, часть которой в результате отломилась. Самолет продолжал полет с правым креном и столкнулся с 4-х этажным жилым домом (пр-т Карла Маркса, 3) на другой стороне проспекта. Удар произошел между вторым и третьим этажами и привел к обрушению перекрытий со второго по четвертый этажи на ширине 10 м. Самолет полностью разрушился и сгорел. Пожар охватил часть дома, деревья и автомашину. У здания типографии была повреждена кровля. Все находившиеся на борту, а также 4 человека, находившихся в квартирах дома (в том числе ребенок семи лет), погибли. Проживавшая в доме женщина скончалась от ожогов в больнице 25 октября. 8 человек прохожих, находившихся на улице, были ранены (один получил перелом основания черепа и один – сотрясение мозга в результате падения на них обломков здания, остальные получили ожоги).


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 2 2
На земле   5
Всего погибших 11


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-40
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-87458
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1974
Заводской номер ВС 9431736
Наработка ВС (часы) 2002
Наработка ВС (циклы) 1500
Силовая установка Н 5412159 Н 5422124 Н 5422048


Сведения о рейсе

Номер рейса Л-98
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Латвийское УГА, Рижский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ленинград (Смольное)
Пункт назначения Новгород
Начальный пункт маршрута Сыктывкар
Конечный пункт маршрута Рига


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что метеообеспечение полета производилось с нарушениями – за 40 минут до посадки самолета в нарушение НМО-73 руководитель полетов снял наблюдателя с БПРМ, в связи с чем погода в районе БПРМ при наличии плохого прогноза не фиксировалась и данных о значении видимости на БПРМ не было. На борт была передана погода часовой давности. Имеющиеся ориентиры видимости не отвечают установленным требованиям. Не налажено взаимодействие между службой движения и АМСГ. В данном случае синоптик не знал о прилете самолета. Наблюдательный пункт за погодой на КДП не отвечает установленным требованиям. Не составлялись часовые прогнозы об улучшении и ухудшении погоды. Шар-пилоты не выпускались. Диспетчер КДП устранился от активного руководства движением самолета и не потребовал от экипажа выполнения захода на посадку по установленной схеме. Руководитель полетов, зная о заходе на посадку с прямой экипажем Як-40, не принял мер по предотвращению нарушения.
    По расшифровке записи МСРП-12 за 8,5 мин. до окончания записи самолет снизился до высоты 500 м в течение 5 минут и перешел на этой высоте в горизонтальный полет, который продолжался около минуты. На удалении около 14,5 км от ВПП были выпущены шасси. На удалении 12,5 км началось снижение с высоты 500 м с вертикальной скоростью 4-5 м/с до 200-230 м на удалении 7,5 км, после чего самолет был переведен в горизонтальный полет до удаления 5,5 км. На этом удалении экипаж ошибочно принял отклонение стрелки радиокомпаса, вызванного боковым уклонением самолета около 700 м за пролет ДПРМ, и перевел самолет на снижение с вертикальной скоростью 3,5-4 м/с. На удалении 4,5 км от ВПП экипаж довыпустил закрылки с 20° до 35° и затем пересек ВПР=100 м, продолжая снижение с уменьшением вертикальной скорости до 1,5-2 м/с взятием штурвала на себя. Снижение вне видимости земли с этой вертикальной скоростью (на приборной скорости 200-240 км/ч) продолжалось до столкновения с крышей здания на высоте 20 м.
    На основании показаний очевидцев следует, что полет самолета на предпосадочной прямой проходил в зоне тумана, исключавшую визуальную ориентировку, и только в самый последний момент перед происшествием самолет пересек границу тумана и вышел в район ясной погоды с дымкой.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основная причина летного происшествия – преждевременное снижение самолета экипажем в тумане в нарушение установленной схемы захода и своего минимума.
    Сопутствующие причины – нарушения в управлении воздушным движением со стороны руководителя полетов и диспетчера КДП, а также наличие недостатков в метеообеспечении полетов.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Фото и другие материалы:
    http://www.nov.ru/wiki/%D0%A3%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%B9_%D0%AF%D0%BA
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.