|
|
|
Катастрофа Як-40 Латвийского УГА в Новгороде |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 22 октября 1975 г.
Время: 16:53
Страна: СССР
Место происшествия: Новгород
Тип ВС: Як-40
Регистрация ВС: CCCP-87458
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Латвийское УГА, Рижский ОАО
Рейс: Л-98
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 106 летного отряда выполнял рейс Л-98 Сыктывкар-Рига. На участке маршрута Вологда-Новгород из-за фактической погоды ниже минимума, которая прогнозом не предусматривалась, экипаж ушел на запасной аэродром Ленинград-Смольное, где произвел посадку в 12:54. 17 пассажиров, имевших билеты до Риги, были отправлены другим рейсом. После улучшения погоды в Новгороде экипаж произвел взлет в 16:26. На борту оставались 2 пассажира с билетами до Новгорода. Прогноз погоды по а/п Новгород с 15:00 до 18:00 предусматривал – туман, видимость 500-1000 м, во второй половине срока – облачность 10 баллов высотой 100-150 м, дымка, видимость 1000-1500 м, ветер неустойчивый 1-4 м/с. Фактическая погода на аэродроме за 16:20 была – ясно, дымка, видимость 3 км, ветер 60° 2 м/с. Эшелон полета был 3 300 м. В 16:41 экипаж вышел на связь с диспетчером а/п Новгород, доложил расчетное время прибытия и попросил включить привода. Диспетчер, в нарушение НПП-71 и НМО-73, передал фактическую погоду на аэродроме давностью 52 мин. – ясно, видимость 2 300 м, ветер 110° 2 м/с, давление 777 мм рт.ст., при прогнозируемых облачности ниже 200 м и видимости менее 2 000 м. В нарушение существующей схемы захода на посадку при данных метеоусловиях командир корабля производил заход на посадку с прямой по ОСП. Светотехническое оборудование аэропорта (ночной старт) не включалось. Около 16:50 самолет пролетел на траверзе ДПРМ правее 550 м с МК=185° на высоте около 80 м в тумане с видимостью 50-100 м. В дальнейшем, не меняя курса, самолет продолжал полет в тумане правее линии посадочного курса над г. Новгород. В 16:53 самолет на высоте 20 м, на удалении 3 км от торца ВПП и в 340 м правее посадочного курса (195°) зацепил крышу типографии (пр-т Карла Маркса, 4) выпущенными шасси и правой консолью крыла, часть которой в результате отломилась. Самолет продолжал полет с правым креном и столкнулся с 4-х этажным жилым домом (пр-т Карла Маркса, 3) на другой стороне проспекта. Удар произошел между вторым и третьим этажами и привел к обрушению перекрытий со второго по четвертый этажи на ширине 10 м. Самолет полностью разрушился и сгорел. Пожар охватил часть дома, деревья и автомашину. У здания типографии была повреждена кровля. Все находившиеся на борту, а также 4 человека, находившихся в квартирах дома (в том числе ребенок семи лет), погибли. Проживавшая в доме женщина скончалась от ожогов в больнице 25 октября. 8 человек прохожих, находившихся на улице, были ранены (один получил перелом основания черепа и один – сотрясение мозга в результате падения на них обломков здания, остальные получили ожоги).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
4 |
Пассажиры |
2 |
2 |
На земле |
|
5 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Як-40 |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-87458 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1974 |
Заводской номер ВС |
9431736 |
Наработка ВС (часы) |
2002 |
Наработка ВС (циклы) |
1500 |
Силовая установка |
Н 5412159 Н 5422124 Н 5422048 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
Л-98 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Латвийское УГА, Рижский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Ленинград (Смольное) |
Пункт назначения |
Новгород |
Начальный пункт маршрута |
Сыктывкар |
Конечный пункт маршрута |
Рига |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила, что метеообеспечение полета производилось с нарушениями – за 40 минут до посадки самолета в нарушение НМО-73 руководитель полетов снял наблюдателя с БПРМ, в связи с чем погода в районе БПРМ при наличии плохого прогноза не фиксировалась и данных о значении видимости на БПРМ не было. На борт была передана погода часовой давности. Имеющиеся ориентиры видимости не отвечают установленным требованиям. Не налажено взаимодействие между службой движения и АМСГ. В данном случае синоптик не знал о прилете самолета. Наблюдательный пункт за погодой на КДП не отвечает установленным требованиям. Не составлялись часовые прогнозы об улучшении и ухудшении погоды. Шар-пилоты не выпускались. Диспетчер КДП устранился от активного руководства движением самолета и не потребовал от экипажа выполнения захода на посадку по установленной схеме. Руководитель полетов, зная о заходе на посадку с прямой экипажем Як-40, не принял мер по предотвращению нарушения.
По расшифровке записи МСРП-12 за 8,5 мин. до окончания записи самолет снизился до высоты 500 м в течение 5 минут и перешел на этой высоте в горизонтальный полет, который продолжался около минуты. На удалении около 14,5 км от ВПП были выпущены шасси. На удалении 12,5 км началось снижение с высоты 500 м с вертикальной скоростью 4-5 м/с до 200-230 м на удалении 7,5 км, после чего самолет был переведен в горизонтальный полет до удаления 5,5 км. На этом удалении экипаж ошибочно принял отклонение стрелки радиокомпаса, вызванного боковым уклонением самолета около 700 м за пролет ДПРМ, и перевел самолет на снижение с вертикальной скоростью 3,5-4 м/с. На удалении 4,5 км от ВПП экипаж довыпустил закрылки с 20° до 35° и затем пересек ВПР=100 м, продолжая снижение с уменьшением вертикальной скорости до 1,5-2 м/с взятием штурвала на себя. Снижение вне видимости земли с этой вертикальной скоростью (на приборной скорости 200-240 км/ч) продолжалось до столкновения с крышей здания на высоте 20 м.
На основании показаний очевидцев следует, что полет самолета на предпосадочной прямой проходил в зоне тумана, исключавшую визуальную ориентировку, и только в самый последний момент перед происшествием самолет пересек границу тумана и вышел в район ясной погоды с дымкой. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основная причина летного происшествия – преждевременное снижение самолета экипажем в тумане в нарушение установленной схемы захода и своего минимума.
Сопутствующие причины – нарушения в управлении воздушным движением со стороны руководителя полетов и диспетчера КДП, а также наличие недостатков в метеообеспечении полетов. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
Фото и другие материалы:
http://www.nov.ru/wiki/%D0%A3%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%B9_%D0%AF%D0%BA |
Источники информации |
|
|
|
|
|
|