|
|
|
Катастрофа Ли-2 Грузинского управления ГВФ в горах Северного Кавказа |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 25 октября 1948 г.
Время: 14:01
Страна: СССР
Место происшествия: Краснодарский край, южнее ст. Самурская
Тип ВС: Ли-2
Регистрация ВС: СССР-Л4500
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Грузинское управление ГВФ, 18 тао
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 18 тао 24 октября выполнял рейс Тбилиси – Клухори с посадками в Кутаиси, Сухуми и Краснодаре. На участке маршрута Сухуми – Краснодар КВС Петров грубо нарушил НПП-47, самовольно изменив маршрут. После посадки в Краснодаре он вместо отстранения от полета получил лишь устное замечание. После ночевки экипаж продолжил рейс 25 октября. Самолет произвел посадку в Клухори в 09:05. В перерыве, за завтраком, экипаж выпил водки вместе с начальниками аэродромов Клухори и Бабушеры, которые отправлялись в рейс пассажирами. Обратный вылет на Сухуми состоялся в 12:30. Самолет был перегружен на 366 кг. Вылет был разрешен по фактической погоде аэропортов Сухуми и Краснодар без прогноза погоды по трассе Клухори – Сухуми. Погода в районе Северного Кавказа была: ветер 25-30 м/с, увеличение облачности до 10 баллов, грозы, ливни, обледенение, рему. После вылета из Клухори экипаж не стал набирать высоту по кругу, а сразу лег на курс, что исключало пролет через Псху. В 13:27 экипаж запросил и получил разрешение на пролет Краснодара на высоте 1 800 м. Экипаж решил лететь через горы с выходом на береговую черту в районе Адлера. В 13:38 экипаж запрашивал пеленг Адлера, но не получил его, т.к. пеленгатор был занят работой с другими самолетами. С 13:40 до 13:50 экипаж запрашивал и получал пеленги Бабушеры (четыре раза 140° и пять раз 150°). В 13:59 экипаж в последний раз запросил пеленг, но он не получился. В 14:01 связь с экипажем прекратилась. Самолет пропал без вести. Поиски не дали результатов. Комиссия сделала вывод, что, вероятно, выполняя над горами северо-западной части Главного Кавказского хребта в облаках, экипаж попал в мощный нисходящий воздушный поток (рему) и обледенение и потерпел катастрофу в горах.
08.08.1949 г самолет и останки людей были случайно обнаружены в лесу на склоне горы южнее ст. Самурская на высоте 1 610 м (44°05’30” СШ, 39°51’15” ВД) в 41 км южнее Апшеронска. Комиссия прибыла на место катастрофы 13 августа.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
4 |
Пассажиры |
14 |
14 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ли-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л4500 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
27.05.1948 |
Заводской номер ВС |
18429608 |
Наработка ВС (часы) |
616 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
6211-536 621-529 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Грузинское управление ГВФ, 18 тао |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Клухори |
Пункт назначения |
Сухуми (Бабушера) |
Начальный пункт маршрута |
Клухори |
Конечный пункт маршрута |
Тбилиси |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено: Путевая скорость полета на маршруте Краснодар – Клухори составляла 308 км/ч, а на обратном маршруте по синоптической ситуации не превышала 180 км/ч. Через 57 минут полета Петров через оператора радиопеленгатора запросил разрешение на пролет Краснодара, находясь при данной путевой скорости в районе Майкопа. Служба движения а/п Краснодар, не зная местонахождения самолета, пролет разрешила, не установив непосредственной связи с экипажем по командной радиостанции. Такое безответственное отношение к руководству полетом со стороны Краснодарской АДС позволило Петрову еще раз самовольно изменить маршрут и из района Майкопа повернуть на Лазаревскую, предположительно, взяв курс 220°. Полет проходил через ст. Самурскую (близ Апшеронска), где экипаж, по показаниям очевидцев, набрал высоту по кругу. При этом моторы работали то с сильным рёвом, то нормально. Это свидетельствует об обледенении самолета и изменении шага винтов с целью сброса льда. Продолжая полет с МК=220° на расстоянии 15 км, самолет прошел правее высот 1 999 м (г. Житная), 2 065 м (г. Мессо) и 2 054 м (г. Туба) и в 25 км от высоты 2 377 м (г. Абадзеш). Попав в сложную метеообстановку и сильное обледенение, Петров решил вернуться. Обратный курс был 5°. С этим курсом самолет прошел через высоту 2 065 м, не задев ее, и только через 3,6 км от этой высоты, на высоте 1 690 м он задел два дерева на расстоянии 5-7 м от их верхушек. Обе плоскости были оторваны по фары. Дальнейшее падение самолета с высоты 1 690 м до 1 610 м было под углом 60-70°. За 3,6 км самолет потерял 375 м высоты. При воздушной скорости около 230 км/ч это означает снижение с вертикальной скорости 7 м/с, т.е., крутое снижение. Это свидетельствует о сильном обледенении самолета и наличии нисходящих потоков воздуха, создававшихся за высотой 2 065 м ветром со скоростью 30 м/с, что подтверждается проведенным 15 августа контрольным облетом на самолете Ли-2 №4501. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
1) Недисциплинированность командира экипажа, дважды самовольно изменившего маршрут в горной местности.
2) Плохая организация выпуска самолета, неудовлетворительное руководство полетом со стороны АДС Краснодара и Сухуми.
3) Выпивка перед рейсом.
4) Неудовлетворительная организация полетов и отсутствие контроля за полетами на трассе Сухуми – Клухори в Грузинском управлении ГВФ.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|