|
|
|
Исчезновение Ил-12 Узбекского управления ГВФ в горах Главного Кавказского хребта |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 12 октября 1948 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Главный Кавказский хребет, север Азербайджана,
Тип ВС: Ил-12
Регистрация ВС: СССР-Л1450
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Узбекское территориальное управление ГВФ, 5 тао
|
|
|
|
|
Описание |
11 октября в 11:15 экипаж 5 ато, выполнявший рейс из Ташкента, произвел посадку в Баку. Погода для продолжения полета была ниже минимума. 12 октября было решено отправить самолет в Адлер через Евлах и Тбилиси вместо Мин. Вод без разрешения ЦДС ГУ ГВФ. Аэропорт Баку был закрыт для приема самолетов из-за штормовой погоды – сильного ветра 24-28 м/с. Начальник аэропорта разрешил выпуск, даже не поинтересовавшись погодой на маршруте. Никакого инструктажа экипажа перед полетом не проводилось, готовность его к рейсу не была проверена. Погода на маршруте: облачность 10 баллов с нижней кромкой 300-600 м, видимость – 4-10 км, дождь, в облаках обледенение. Эшелон полета был задан 3 000 м (по верхней кромке облаков). Взлет произведен в 10:40. С 11:22 до 11:15 бортрадист трижды сообщал, что не может установить связь с пеленгатором аэропорта Тбилиси и настроиться на приводную радиостанцию. В 11:45 диспетчер РДС сообщил на борт, что привод работает, а пеленгатор самолет не обнаруживает. Фактически привод был включен в 11:55. При этом подача позывных производилась с иным чередованием букв. В 12:13 экипаж сообщил, что пеленг не работает и самолет возвращается в Баку («Пеленгатор не отвечает, привод не работает, вызываем на 136, командир корабля принял решение вернуться обратно»). Причиной было то, что бортрадист вызывал его на другой частоте, чем было указано в регламенте. Диспетчер РДС не только не подсказал этого бортрадисту, но и не сообщил в Баку о решении экипажа вернуться. Он передал: «Вас понял, сообщите местонахождение». Бортрадист ответил, что самолет находится в районе Евлаха на высоте 3 000 м. РДС передал: «Вас понял, слежу за Вами». С 12:10 до 12:18 бортрадист требовал включения привода Евлаха. Привод был включен, но в 13:00 выключен. При этом из-за неисправности автоматического передатчика позывные подавались вручную с интервалами 3-6 мин. вместо положенных 30 сек. Дальнейшей связи с бортом не было. Самолет пропал без вести и его поиски результатов не дали.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
6 |
6 |
Пассажиры |
4 |
4 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-12 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л1450 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
26.08.1948 |
Заводской номер ВС |
8302517 |
Наработка ВС (часы) |
274 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
8228386 8228396 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Узбекское территориальное управление ГВФ, 5 тао |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Баку |
Пункт назначения |
Тбилиси |
Начальный пункт маршрута |
Ташкент |
Конечный пункт маршрута |
Сочи (Адлер) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Можно предположить, что на высоте 3000 м самолет находился в облачности, в которой могло быть обледенение. Вероятно, выполняя полет вслепую, командир корабля полетел не по утвержденному маршруту, имеющему большое количество изломов, а напрямую на Тбилиси. В этом случае маршрут полета должен был проходить по южным склонами Главного Кавказского хребта при боковом отклонении от а/п Евлах не менее 70-80 км. Ветер при этом должен был сносить его в сторону Главного Кавказского хребта. Неудовлетворительное радиообеспечение полета привело к потере экипажем ориентировки и, вероятно, к пробиванию им облачности по расчету времени после принятия решения о возврате. Не исключается вероятность отказа радиосредств самолета, в частности, радиокомпаса. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главными причинами катастрофы являются
1) Формальный контроль за подготовкой к полету в Баку
2) Отсутствие всякого руководства полетом со стороны РДС Баку и Тбилиси
3) Совершенно неудовлетворительное радиообеспечение полета. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|