|
|
|
Катастрофа Ли-2 Московского управления ГВФ в районе а/п Быково |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 04 сентября 1948 г.
Время: 03:52
Страна: СССР
Место происшествия: Московская область, район а/п Быково
Тип ВС: Ли-2
Регистрация ВС: СССР-Л4498
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Московское управление ГВФ
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 15 авиатранспортного отряда Московского управления ГВФ выполнял рейс №253 Москва (Быково) - Харьков - Запорожье - Симферополь. На борту находилось 19 взрослых пассажиров, 1 ребенок, 578 кг почты и 41 кг багажа.
Взлет в а/п Быково производился ночью, в 03:52, с длинной (грунтовой) полосы. После отрыва командир корабля дал команду бортмеханику убрать шасси. Бортмеханик выполнил команду. В момент выдерживания в конце аэродрома командир корабля заметил пленку местного тумана, в которой от луча включенной левой фары образовался экран. Вследствие этого командир корабля выключил фару (правую фару он перед взлетом не включал) и оказался в темноте. На расстоянии 1010 м от начала разбега, в месте незначительного превышения поверхности аэродрома от места взлета, самолет начал задевать землю концами лопастей левого винта. Через 5 метров произошло второе касание земли концами лопастей и левым колесом полуубранного шасси. Последние касания произошли с загнутыми концами лопастей. На расстоянии 250-300 м от места первого касания земли был найден обломавшийся конец лопасти левого винта. В 60 м от последнего места касания земли самолет левой плоскостью и центропланом с левым креном врезался в столбы проволочного ограждения аэродрома высотой 1,5 м и столб телефонной линии высотой 4 м. От удара самолет развернуло влево. Правый винт зафлюгировался из-за короткого замыкания при ударах о столбы. От повреждения бензосистемы самолет загорелся и, пролетев 150 м, упал на землю на огородах домов села Быково, продолжая гореть. При ударе о землю командира корабля и второго пилота выбросило. Пассажиры после падения самолета, возникшего пожара и паники столпились у входной двери и стремились открыть ее наружу, хотя дверь открывается вовнутрь. Члены экипажа, за исключением смертельно раненого бортрадиста, приняли меры по спасению пассажиров, но их попытки открыть дверь были безуспешны. Летевший пассажиром бортмеханик 1-й авиагруппы ГВФ открыл люк заднего багажника и организовал вместе с экипажем спасение пассажиров. Быстрое распространение огня не дало возможности спасти всех пассажиров. 5 пассажиров и бортрадист погибли, 6 пассажиров и 2 члена экипажа получили ожоги. Остальные невредимы. Пожар локализован пожарной бригадой аэропорта Быково. Фюзеляж самолета сгорел до заднего багажника.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
1 |
Пассажиры |
20 |
5 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ли-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л4498 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
июль 1948 |
Заводской номер ВС |
4409 |
Наработка ВС (часы) |
113 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
6211-058 6211-110 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Московское управление ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Москва (Быково) |
Пункт назначения |
Харьков |
Начальный пункт маршрута |
Москва (Быково) |
Конечный пункт маршрута |
Симферополь |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причинами катастрофы являются:
1) Нарушение командиром корабля требований НПП-47 §§ 213,214,237, выразившееся в том, что он допустил касание колесами земли во время уборки шасси, дал рано команду об уборке шасси, не набрав положенной высоты, допустил взлет при включенной левой фаре вместо правой.
2) Ошибка в технике пилотирования командира корабля, выразившаяся в том, что при выдерживании самолета он не учел превышения местности в конце аэродрома, допустил левый крен самолета, не использовал при взлете полной мощности моторов, не миновав препятствия, преждевременно выключил фару.
3) Безучастное отношение второго пилота к производству взлета, который не сигнализировал командиру корабля о допущенных ошибках во время взлета.
4) Недостаточный предполетный отдых экипажа с 3 на 4 сентября. По вине врио командира отряда, который не обеспечившего экипажу нормального отдыха, экипаж 3 дня подряд выполнял продолжительные рейсы с налетом по 11 часов в день.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|