Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Якутского управления ГВФ на реке Колыма
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 ноября 1948 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, река Колыма, близ пос. Рыжово, Среднеколымский р-н
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4463
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутское управление ГВФ
 


Описание
     Экипаж 14 ато Якутского управления ГВФ (КК Серебряков) выполнял полет вне расписания по маршруту Якутск – Оймякон – Зырянка – Среднеколымск. Аэродром Среднеколымск из-за малых (900х40 метров) размеров не утвержден для полетов тяжелых самолетов, но все же эксплуатировался. В 1948 г туда произведено 15 полетов тяжелых самолетов.
    Начальник управления 15 ноября 1948 г. запретил полеты тяжелых самолетов в а/п Среднеколымск, отдав распоряжение начальнику а/п Зырянка не выпускать в Среднеколымск самолеты впредь до утверждения а/п Среднеколымск в ГУ ГВФ. Такое же распоряжение он отдал дежурному диспетчеру РДС накануне вылета экипажа Серебрякова, узнав, что он стоит в плане на Среднеколымск. Диспетчер РДС устно передал это распоряжение командиру корабля и не поставил в известность командира 14 ато и начальника а/п Зырянка об этом распоряжении. Получив план полета, начальник а/п Зырянка обратился в РДС за подтверждением разрешения на выпуск самолета до Среднеколымска. Разрешение выдал диспетчер УДС, который принял это сообщение, но до него запрет выпуска самолетов в Среденколымск не доводили (по его словам).
    Оставшись ночевать в Зырянке, экипаж с участием инспектора аэропорта по перевозкам, употреблял спиртные напитки, после чего отдыхал 10 часов.
    В 02:00 мск 22 ноября начальник а/п Зырянка по указанию УДС выпустил самолет до Среднеколымска визуально. На борту находился 21 пассажир, в том числе пилот По-2 Зырянского звена и авиатехник а/п Зырянка, 425 кг почты и 94 кг багажа. Полетный вес 11330 кг не выходил за установленные нормы.
    Фактическая погода была: облачность 10 баллов, слоистая, высотой 300-600 м, снежные зерна, видимость 4-10 км, ветер слабый.
    Набрав высоту 400-500 м и встав на курс, экипаж пригласил к себе в кабину пилота По-2 Шитикова, летевшего перегонять самолет, на котором менялся мотор. Шитиков летал на По-2 с временной площадки отстоя судов пароходства Дальстроя, расположенной на берегу излучины реки Колыма в районе пос. Рыжово Среднеколымского района (около 100 км от Среднеколымска). Через 25 минут полета экипаж пытался связаться с радиостанцией а/п Среднеколымск, которая, будучи занятой работой с другими самолетами, на вызов не ответила. Закончив работу с другими самолетами, радиостанция Среднеколымска стала вызывать экипаж Серебрякова, но тот не отвечал.
    Подлетая к каравану судов в районе поселка Рыжово, командир корабля снизился до высоты 150 м и, выпустив шасси, решил произвести посадку на временную площадку, что не было предусмотрено заданием. Четвертый разворот при заходе на посадку командир корабля выполнил с недопустимо глубоким креном, в результате чего имевший полетный вес 11200 кг самолет потерял скорость и в штопорном положении ударился левым крылом и носовой частью о лед реки Колыма в 400 м от границы посадочной площадки. Самолет разрушился и затонул в реке. 15 пассажиров и 5 членов экипажа погибли на месте, 2 пассажира скончались по дороге в больницу и 1 пассажир скончался в больнице. 3 пассажира получили ранения.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 21 18
На земле   0
Всего погибших 23


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4463
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 05.02.1948
Заводской номер ВС 3701
Наработка ВС (часы) 692
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 628-235 628-241


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Зырянка
Пункт назначения Среднеколымск
Начальный пункт маршрута Якутск
Конечный пункт маршрута Среднеколымск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    1) Неудовлетворительная организация летной службы в Якутском управлении ГВФ, выразившаяся в следующем:
    а) плохое руководство полетами со стороны службы движения;
    б) производство эпизодических полетов на аэродромы и площадки, не отвечающие требованиям безопасности полетов и не утвержденные УЭ ГУ ГВФ;
    в) отсутствие контроля за техникой пилотирования части летного состава и систематической его тренировкой;
    г) плохой контроль за предполетной подготовкой экипажей;
    д) несерьезный подбор и комплектация экипажей;
    е) отсутствие закрепленных постоянных экипажей (командир корабля летал с мая по 22 ноября 1948 г. на семи самолетах с девятью вторыми пилотами).
    2) Недисциплинированность командира корабля, выразившаяся в самовольном решении произвести посадку на непредусмотренную заданием посадочную площадку, в нарушение §61 НПП-47.
    3) Слабая воспитательная работа с личным составом отряда.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.