Экипаж 14 ато Якутского управления ГВФ (КК Серебряков) выполнял полет вне расписания по маршруту Якутск – Оймякон – Зырянка – Среднеколымск. Аэродром Среднеколымск из-за малых (900х40 метров) размеров не утвержден для полетов тяжелых самолетов, но все же эксплуатировался. В 1948 г туда произведено 15 полетов тяжелых самолетов.
Начальник управления 15 ноября 1948 г. запретил полеты тяжелых самолетов в а/п Среднеколымск, отдав распоряжение начальнику а/п Зырянка не выпускать в Среднеколымск самолеты впредь до утверждения а/п Среднеколымск в ГУ ГВФ. Такое же распоряжение он отдал дежурному диспетчеру РДС накануне вылета экипажа Серебрякова, узнав, что он стоит в плане на Среднеколымск. Диспетчер РДС устно передал это распоряжение командиру корабля и не поставил в известность командира 14 ато и начальника а/п Зырянка об этом распоряжении. Получив план полета, начальник а/п Зырянка обратился в РДС за подтверждением разрешения на выпуск самолета до Среднеколымска. Разрешение выдал диспетчер УДС, который принял это сообщение, но до него запрет выпуска самолетов в Среденколымск не доводили (по его словам).
Оставшись ночевать в Зырянке, экипаж с участием инспектора аэропорта по перевозкам, употреблял спиртные напитки, после чего отдыхал 10 часов.
В 02:00 мск 22 ноября начальник а/п Зырянка по указанию УДС выпустил самолет до Среднеколымска визуально. На борту находился 21 пассажир, в том числе пилот По-2 Зырянского звена и авиатехник а/п Зырянка, 425 кг почты и 94 кг багажа. Полетный вес 11330 кг не выходил за установленные нормы.
Фактическая погода была: облачность 10 баллов, слоистая, высотой 300-600 м, снежные зерна, видимость 4-10 км, ветер слабый.
Набрав высоту 400-500 м и встав на курс, экипаж пригласил к себе в кабину пилота По-2 Шитикова, летевшего перегонять самолет, на котором менялся мотор. Шитиков летал на По-2 с временной площадки отстоя судов пароходства Дальстроя, расположенной на берегу излучины реки Колыма в районе пос. Рыжово Среднеколымского района (около 100 км от Среднеколымска). Через 25 минут полета экипаж пытался связаться с радиостанцией а/п Среднеколымск, которая, будучи занятой работой с другими самолетами, на вызов не ответила. Закончив работу с другими самолетами, радиостанция Среднеколымска стала вызывать экипаж Серебрякова, но тот не отвечал.
Подлетая к каравану судов в районе поселка Рыжово, командир корабля снизился до высоты 150 м и, выпустив шасси, решил произвести посадку на временную площадку, что не было предусмотрено заданием. Четвертый разворот при заходе на посадку командир корабля выполнил с недопустимо глубоким креном, в результате чего имевший полетный вес 11200 кг самолет потерял скорость и в штопорном положении ударился левым крылом и носовой частью о лед реки Колыма в 400 м от границы посадочной площадки. Самолет разрушился и затонул в реке. 15 пассажиров и 5 членов экипажа погибли на месте, 2 пассажира скончались по дороге в больницу и 1 пассажир скончался в больнице. 3 пассажира получили ранения.
|