Экипаж 26 транспортного авиаотряда Красноярского управления ГВФ выполнял рейс по маршруту Красноярск - Подкаменная Тунгуска - Туруханск - Валек. На борту находилось 5 членов экипажа, 15 взрослых пассажиров, ребенок (1 год 2 мес.) и 1948 кг груза.
После остановки в Подкаменной Тунгуске и высадки одного пассажира в 11:13 мск экипаж произвел взлет. Полет до Туруханска прошел без происшествий.
В 25-30 км от Туруханска командир корабля установил связь с диспетчером АДС Туруханска и получил от него условия посадки: «Ветер 10 м/с, высота облачности 1000 м, заход на посадку по «Т», посадка на плёс Енисея». Сведения об атмосферном давлении, направлении ветра и высоте волны диспетчер экипажу не передал, а экипаж их не потребовал.
В 13:25 мск самолет на высоте 300 м подошел к Туруханску. Заход на посадку проходил при порывистом ветре 10-12 м/с. Высота волны составляла 40-50 см. Планирование осуществлялось на скорости около 100 км/ч, при наддуве 22-25 дм и 2000 об/мин. Перед приводнением скорость и наддув были уменьшены. Приводнение произведено в плоскости ветра, в месте впадения реки Нижняя Тунгуска в реку Енисей. Полетный вес при посадке составлял 12828 кг. Вместо посадки на третий редан (согласно НПП-47 при наличии волн) пилот произвел посадку на первый редан. Через 50-60 м пробега по воде это привело к барсению на высоту 2-2,5 м. Вторичное приводнение после горизонтального полета на расстоянии 30-40 м было произведено также на первый редан. Самолет взмыл на высоту 5-6 м, потерял скорость и с опущенной носовой частью под углом 20-25° ударился об воду. В момент удара о воду передняя часть лодки самолета оторвалась по третьему силовому шпангоуту от остальной части лодки, самолет встал вверх хвостом. Затем хвост самолета опустился и самолет погрузился в воду по плоскости под углом 50-60°. Часть экипажа и пассажиров была выброшена в воду и выбралась на плоскости, откуда их сняли катера. Две женщины и ребенок утонули. 3 члена экипаж и 1 пассажир получили тяжелые ранения. Катастрофа произошла в 13:40 мск.
Комиссия установила, что после получения двух гидросамолетов летом 1947 г 26-м отрядом все обучение экипажей было передоверено одному пилоту-инструктору, так как ни командир 26 ТАО, ни заместитель начальника Красноярского управления ГВФ на гидросамолетах не летали. Пилот-инструктор обучал командира корабля посадке только на первый редан и после «барса» требовал также приводнения на первый редан. В процессе дальнейших самостоятельных полетов командир корабля практиковал посадку на первый редан, что неоднократно приводило к «барсам», однако командование никакого значения этому не придавало.
|