|
|
|
Авария Ли-2 2-го авиаотряда УВТ Дальстроя МВД СССР |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 23 января 1953 г.
Время: 10:30
Страна: СССР
Место происшествия: Якутская АССР, близ аэропорта Батагай
Тип ВС: Ли-2
Регистрация ВС: СССР-Ж125
Авиакомпания: Авиаотряд Дальстроя
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял рейсовый полёт по маршруту Магадан - Н. Сеймчан - Зырянка - Ожогино - Батагай - Среднеколымск и обратно. Задание - перевозка пассажиров и груза. 23 января предстояло выполнить перелет на участке Батагай - Ожогино - Зырянка без пассажиров и груза. В 10 ч 30 мин (время местное) был произведён взлёт в аэр. Батагай. На выдерживании левый мотор стал увеличивать обороты до 2500 об/мин. Попытка 1-го бортмеханика перевести мотор в нормальный режим, затяжеляя винт сектором шага, не удалась, последней принятой им мерой было применение частичного флюгирования, что также не дало результатов. Сосредоточившись на борьбе с раскруткой винта, 1-й бортмеханик не выполнил команду. поданную КВС - убрать шасси, а только снял защелку замка. КВС, набрав высоту 80 м, стал выполнять стандартный правый разворот с целью произвести вынужденную посадку на ВПП. В процессе разворота правый мотор также увеличил обороты до 2400 - 2500 об/мин. 1-й бортмеханик принял те же меры к восстановлению нормальной работы правого мотора, что и к левому: затяжеление винта, частичное флюгирование. Добиться нормальной работы правого мотора также не удалось. Тем временем КВС, завершив разворот, увидел, что самолет значительно потерял высоту и оказался ниже уровня аэродрома - в овраге. Чтобы избежать лобового удара, КВС отвернул самолёт вправо, допустив потерю скорости до второго режима, что и привело к падению самолёта. В результате столкновения, самолёт сбил шасси о бугор, перелетел овраг и упал на другой стороне оврага. Расстояние от места падения до ВПП составило около 1 км. При аварии экипаж не пострадал. Пожара не возникло, т.к. своевременно было выключено зажигание и обесточена бортовая сеть. Самолёт получил значительные повреждения обеих плоскостей, нижней части фюзеляжа, шасси, обоих винтов, правой мотогондолы (оторвана вместе с мотором), маслорадиаторов, нижних капотов моторов. Незначительные повреждения получило горизонтальное оперение. По причине нецелесообразности восстановления самолёта, было принято решение о его списании. Уцелевшие агрегаты и оборудование были сняты для дальнейшего использования.
Погодные условия в аэр. Батагай во время вылета: ясно; видимость 50 км; тихо ; температура - 48 град.; давление 743,8 мм.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
0 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ли-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Ж125 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
31 марта 1949 |
Заводской номер ВС |
18432110 |
Наработка ВС (часы) |
1664 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Авиаотряд Дальстроя |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Батагай |
Пункт назначения |
Среднеколымск |
Начальный пункт маршрута |
Магадан |
Конечный пункт маршрута |
Магадан |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Экипаж самолёта, и в первую очередь 1-й бортмеханик, ожидая в течении 20 минут разрешения выруливания на старт, не принял мер для прогрева масла в винтах путём переодического перевода их с малого шага на большой и обратно. Не было это сделано и непосредственно перед взлётом. В результате этого винты зафиксировались. Такое положение винтов и явилось причиной того, что моторы (вначале левый, затем правый) постепенно увеличили обороты до 2400 – 2500 об/мин. Экипаж неправильно оценив причины увеличения оборотов, решил, что винты дали раскрутку, не учтя того, что обороты в 2500 об/мин не являются превышающими норму. В результате этого экипаж растерялся и совершил ряд ошибок. 1-й бортмеханик не убрал шасси, затяжелял винты и пытался частично их флюгировать, что не удалось, т.к в винтах застыло масло. КВС, выполняя разворот на малой высоте, растерявшись, допустил потерю высоты и снижение скорости до второго режима полёта, что в конечном итоге и послужило причиной падения самолёта. Второй пилот ничем не помог КВС в технике пилотирования самолёта и, поддавшись растерянности, допустил потерю скорости. Замер углов установки лопастей показал, что левый винт имел угол 20 град.; правый 30 град. В заключении НИИ ГВФ по данному происшествию было указано, что избыток мощности при таких углах лопастей позволяет осуществлять нормальный набор высоты с полётным весом 10700 кг, взлетный вес самолета, потерпевшего аварию, составлял 9400 кг. Таким образом, имелись все условия для нормального завершения полёта, но экипаж ими не воспользовался. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
Гос. архив Магаданской области |
|
Фотографии
|
|
|
|