|
|
|
Авария Ли-2 УВТ Дальстроя в пос. Зырянка, Якутия |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 20 июля 1953 г.
Время: 14:10
Страна: СССР
Место происшествия: Якутская АССР, близ пос. Зырянка
Тип ВС: Ли-2
Регистрация ВС: СССР-Х1014
Авиакомпания: Авиаотряд Дальстроя
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял рейс по маршруту Магадан- Сеймчан- Зырянка- Ожогино- Батагай и обратно. На борту находилось 5 членов экипажа, 11 пассажиров и коммерческий груз (багаж и почта). В 14 ч 10 мин был произведён взлёт в пос. Зырянка. В момент уборки шасси на выдерживании произошла раскрутка левого винта. 1-й бортмеханик по команде КВС стал применять частичное флюгирование. Через 3-5 сек. началась раскрутка правого винта, высота в этот момент составляла 15-20 метров. КВС и второй пилот приняли решение произвести вынужденную посадку на покрытый густым тальниковым лесом остров, расположенный за протокой реки Колымы. Попытки 1-го бортмеханика затяжелить винты, используя тумблеры НП-1, оказались безуспешными. В момент подхода самолёта к острову произошёл переход левого винта на флюгерный режим, что привело к кратковременному возрастанию тяги левого винта и созданию сильного правого крена и значительному увеличению угла атаки. С большим трудом КВС и второй пилот смогли удержать самолёт от сваливания на крыло. Скорость упала до 140 км/ч . В итоге самолёт, оставшись без тяги обоих винтов, стал терять высоту и произвёл вынужденную посадку на лес. Пройдя некоторое расстояние по деревьям, самолёт на высоте 5 м вышел на поляну и, лишившись опоры со стороны деревьев, упал на левое крыло и носовую часть фюзеляжа, развернувшись на 100 град от направления полета . Расстояние от ВПП до места падения составило около 600 м. Пожара не произошло по причине своевременного выключения двигателей и обесточивания всего самолёта экипажем. При падении КВС и 1-й бортмеханик получили ушибы, остальные члены экипажа не пострадали. Из 11 пассажиров 1- не пострадал, 9- получили ушибы и один с переломом рёбер доставлен в больницу. Коммерческий груз уцелел. Самолет получил различные повреждения нижней части фюзеляжа, центроплана, плоскостей, горизонтального оперения, стоек шасси, обеих моторам и винтов и восстановлению не подлежал.
Погодные условия на месте взлета : высота нижней кромки облачности – 300 м . Видимость – 20 км .
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
0 |
Пассажиры |
11 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, отказ техники, недостатки в конструкции |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ли-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Х1014 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
30.08.1948 |
Заводской номер ВС |
18430308 |
Наработка ВС (часы) |
1659 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Авиаотряд Дальстроя |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Зырянка |
Пункт назначения |
Ожогино |
Начальный пункт маршрута |
Магадан |
Конечный пункт маршрута |
Магадан |
|
Подробные сведения
Описание последствий АП |
Из- за сложности эвакуации самолёта с острова было принято решение оставить его на месте падения, предварительно сняв с него уцелевшие агрегаты и оборудование . Двигатели были законсервированы и оставлены до зимы с целью доставки их в аэропорт по льду |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главная причина происшествия – раскрутка винтов в момент уборки шасси. По причине малой высоты, скорости и наличии впереди по направлению взлёта препятствия (остров поросший густым лесом), экипаж не имел совершенно времени для борьбы с раскруткой винтов, и поэтому не смог с ней справиться.
Непосредственная причина происшествия - в момент уборки шасси внимание бортмеханика к наблюдению за приборами, контролирующими обороты моторов, было ослаблено. В результате момент раскрутки был упущен, а, борясь с раскруткой, 1-й бортмеханик и КВС допустили следующие ошибки:
а) – не взяли полностью секторы обоих винтов « на себя » до упора.
б) – вместо частичного флюгирования левого винта 1-й бортмеханик, передержав винт тумблером НП-1, допустил переход на режим полного флюгирования .
Другие причины - одноканальные винты АВ-7 НЕ -161 по своему принципу работы имеют тенденцию к раскрутке. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
Гос. архив Магаданской области |
|
Фотографии
|
|
|
|