Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ту-104Б Грузинского УГА в а/п Домодедово
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  07 декабря 1973 г.
Время:  22:29
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Москва (Домодедово)
Тип ВС:  Ту-104Б
Регистрация ВС:  CCCP-42503
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Грузинское УГА, Тбилисский ОАО
Рейс:  964
 


Описание
    Экипаж 112 летного отряда в день происшествия произвел взлет в Москве в 12:25 и посадку в Кутаиси в 14:35. Выполняя обратный рейс (№964), экипаж произвел взлет в а/п Кутаиси в 15:41. В 17:18 диспетчер Западного сектора РДС Воронеж сообщил на борт, что погода в Московской воздушной зоне (МВЗ) не соответствует минимуму и попросил выбрать запасной аэродром для посадки. Экипаж выбрал Минеральные Воды и в 18:37 совершил там посадку. В самолет были посажены еще несколько пассажиров с билетами до Москвы. На борту стало 66 взрослых пассажиров, один ребенок и сопровождающий МВД. Получив разрешение на взлет, экипаж произвел его в 20:43 и после набора высоты занял эшелон 8 400 м. В 22:02 самолет вошел в МВЗ на траверзе Ефремова. По указанию диспетчера экипаж начал снижение на Венев до 3 600 м. Связавшись с диспетчером круга, экипаж в 22:23:23 занял высоту круга 400 м и в 22:24:27 начал выполнять третий разворот при радиальном удалении 16 км. После выполнения третьего разворота полет на высоте 400 м продолжался к точке четвертого разворота. В 22:26:16 экипаж запросил разрешение выполнять четвертый разворот, по получил от диспетчера указание: «Рановато, одну минутку». Через 32 секунды после запроса по указанию диспетчера экипаж начал выполнять четвертый разворот. После выхода из него самолет оказался левее линии пути на 1000-1500 м. В 22:27:37 диспетчер сообщил: «удаление 7, находитесь левее, так с этим курсом и идите». Экипаж принял меры к исправлению бокового уклонения и в 22:27:45 доложил о входе в глиссаду и готовности к посадке, находясь на удалении 6 км от торца ВПП-1 с МК=137° (правая). Дальнейший полет до ДПРМ происходил с отклонением от курса вправо. ДПРМ был пройден в 100 м правее. После пролета ДПРМ самолет начал уходить влево (БПРМ был пройден в 60 м левее). После пролета БПРМ экипаж предпринял меры к выходу на линию пути, начав выполнять правый доворот с креном до 10-15°. В процессе подхода к линии пути между БПРМ и ВПП самолет получил значительное (10-15°) угловое отклонение вправо. Это вынудило экипаж энергичнее перевести самолет в левый разворот для выхода на ВПП. В результате этого крен вырос до 30-45° и самолет зацепил левой плоскостью за землю в 135 м от торца ВПП и в 25 м правее ее осевой линии с курсом 137° и небольшой вертикальной скоростью снижения. Это привело к разрушению левой ОЧК в районе 17 нервюры и разрушению левого элерона. В процессе дальнейшего движения самолет ударился о землю до ВПП передней стойкой шасси, которая была в результате вырвана из ниши. Затем он коснулся ВПП передней стойкой шасси, носовой частью фюзеляжа и обтекателем локатора. В последующем произошло разрушение левой ОЧК до 7 нервюры, отделение носовой части фюзеляжа по 25 шпангоут и разрушение левой стойки шасси. Самолет остановился на снегу в 340 м после торца ВПП и в 220 м левее ее оси. Возник пожар, почти полностью уничтоживший фюзеляж. Носовая часть фюзеляжа остановилась на 62 м дальше по ходу движения самолета вне зоны пожара. Погибли 7 пассажиров и 5 членов экипажа (кроме второго пилота и одной из бортпроводниц, которые получили тяжелые ранения). 4 пассажира скончались в больницах в течение 10 дней (всего из числа пассажиров погибли 3 мужчин и 8 женщин). 41 пассажир получил ранения различной степени тяжести.
    Фактическая погода на 22:15 была: облачность 10 баллов слоистая высотой 180 м, дымка, видимость 3 км (выше минимумов аэродрома и КВС).


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 7 5
Пассажиры 68 11
На земле   0
Всего погибших 16


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-104Б
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-42503
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1960
Заводской номер ВС 021901
Наработка ВС (часы) 18300
Наработка ВС (циклы) 10983
Силовая установка А5120034 А5341218


Сведения о рейсе

Номер рейса 964
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Грузинское УГА, Тбилисский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Минеральные Воды
Пункт назначения Москва (Домодедово)
Начальный пункт маршрута Кутаиси
Конечный пункт маршрута Москва (Домодедово)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы является неправильно принятое решение командиром корабля, выразившееся в попытке совершить посадку вместо ухода на второй круг после вывода самолета в район БПРМ с боковым уклонением, что привело в дальнейшем при исправлении захода к созданию чрезмерно больших кренов на малой высоте и касанию левым крылом земли с последующим разрушением самолета.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.