|
|
|
Исчезновение двух самолетов По-2 авиагруппы Дальстроя в Магаданской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 23 июля 1950 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Магаданская область, между пос. Сеймчан и Омсукчан
Тип ВС: По-2
Регистрация ВС: СССР-Х885/ СССР-Х961
Авиакомпания: Авиаотряд Дальстроя
|
|
|
|
|
Описание |
В 03 ч 20 минут местного времени два самолета По-2 вылетели из аэропорта пос. Сеймчан с целью доставки пассажиров. Протяженность маршрута составляла 170 км, ориентировочное время в пути 1 час 35 - 1 час 40 минут. В пункт назначения самолеты не прибыли, в аэропорт отправления не вернулись. Поисковые мероприятия начались 23 июля. Поиск вели с воздуха и наземными группами. Самолетами обследована площадь 159,7 кв.км. Район Омсукчана осмотрен многократно. К поисковым работам привлекались самолеты, выполняющие транспортные полеты, с отклонением от маршрута. Поиски с воздуха продолжались до 19 октября, наземные поиски - до 20 ноября, и были прекращены в виду установления глубокого снежного покрова. Пропавшие самолеты не были найдены.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2+1 |
2+1 |
Пассажиры |
1+2 |
1+2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
По-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Х885/ СССР-Х961 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
20.05.1939/27.07.1949 |
Заводской номер ВС |
2314589/16809095 |
Наработка ВС (часы) |
1440 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Авиаотряд Дальстроя |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Сеймчан |
Пункт назначения |
Омсукчан |
Начальный пункт маршрута |
Сеймчан |
Конечный пункт маршрута |
Омсукчан |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
В ходе расследования данного происшествия комиссией было установлено следующее: Оба пилота после прибытия в Авиагруппу ДС в июне 1950 г., на практической работе не проверялись и не аттестовывались. Проверялись только техника пилотирования в полёте по кругу, знание матчасти, НЛС, НИАС и практической аэродинамики. Несмотря на большой налет на данном типе самолёта (пилот По-2 Х-885 - 2316 ч. 30 мин.; пилот По-2 Х-961 - 4504 ч. 03 мин.) опыта полётов в условиях крайнего севера ещё не имели.
Обсуживание самолётов техническим персоналом в а/п Сеймчан проводилось без нарушений. Самолёты были заправлены соответствующими сортами ГСМ, надлежащего качества. Х-885 заправлен на 7 ч. 12 мин. полета, Х-961 на 5 ч. 50 мин. Предварительная штурманская подготовка пилотов проводилась в а/п Магадан, штурманом (который затем сам вылетел на борту По-2 Х-885) и флагштурманом. В а/п Сеймчан предполётная подготовка ни кем не проводилась. Перед вылетом 23 июля пилоты самолетов к дежурному синоптику а/п Сеймчан не заходили, и метеоданных по маршруту не получали, при том что метеообстановка в районе Омсукчана была ниже установленного минимума для визуальных полётов. На борту самолётов находились пассажиры, что явилось нарушением указания ГВФ № 116 от 17.04.1947 г., т.к. мотор на самолёте Х-961 не наработал положенных 10 часов со времени выпуска на заводе, а на Х-885 10 часов после капремонта.
Начальник а/п Сеймчан от Дальстроя, не имея права на выпуск и приём самолётов в подведомственном ГВФ аэропорту без разрешения АДС аэропорта, самовольно выпустил самолёты По-2 Х-885 и Х-961. Кроме того незаконно подменив АДС, нач а/п Сеймчан при выпуске самолётов полностью не выполнил требований параграфа 83 НПП-47. Начальник а/п Омсукчан открыл аэропорт для приёма самолётов По-2 при погоде ниже установленного минимума, а закрыл по метеоусловиям только в 06 ч. 00 мин. по местному времени, т.е. через 2 ч. 40 мин. после вылета самолётов из а/п Сеймчан.
Из предполагаемых версий причины катастрофы самолётов, версия отказа матчасти не нашла подтверждения, т.к. через 5-6 дней после исчезновения самолётов, инженер а/п Сеймчан выезжал в район пос. Кураны, где собирал сведения у местного населения о пролёте пропавших самолётов. В результате опроса им было установлено, что 23 июля местные жители слышали и видели два самолёта типа По-2, летевшие через посёлок с юга на север по реке Колыма, а минут через 15 -20 снова пролетевшие в обратном направлении в стороне от посёлка. Из этого следует, что матчасть у обоих самолётов работала нормально, т.к. после вылета из а/п Сеймчан и до момента пролёта района Кураны прошло около 4,5 часов. По личному мнению инженера а/п Сеймчан, причиной катастрофы стала потеря ориентировки, и полная выработка горючего, о чем он сообщил комиссии при его опросе.
Истинную причину происшествия определить не удалось, в связи с невозможностью установить место катастрофы.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Комиссия считает непосредственными виновниками данного происшествия:
1) Пилотов самолетов - вылетели в рейс без метеоданных по маршруту, чем нарушили параграфы 152 и 153 НПП-47, а также параграф 84 раздел 1 часть 2 Наставления по службе прогнозов.
2) Начальника а/п Сеймчан от Дальстроя - самовольно выпустил самолёты без разрешения АДС, не имея на это права, т.к. аэропорт Сеймчан относится к ГВФ, и не выполнил требования параграфа 83 НПП-47 при выпуске самолётов.
3) Начальника а/п Омсукчан - открыл аэропорт при погоде ниже установленного минимума.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
Гос. архив Магаданской области |
|
Фотографии
|
|
|
|