Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14ФКМ на ст. Молодежная, Антарктида
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  02 января 1979 г.
Время:  15:21
Страна:  Государство неизвестно
Место происшествия:  Антарктида, ст. Молодежная
Тип ВС:  Ил-14ФКМ
Регистрация ВС:  СССР-04193
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  УГАЦ, Антарктический АО
 


Описание
    Экипаж 229 летного отряда выполнял полет по перевозке участников 24-ой Советской Антарктической экспедиции. На борту находились 9 пассажиров, в том числе начальник экспедиции. Взлет производился в 15:20 мск днем с курсом 140° с ВПП ледового аэродрома на лыжном шасси. Разбег продолжался 1 000 м. После отрыва были убраны шасси. На высоте 70-80 м над местностью и на удалении 2000-2300 м от КТА самолет перешел в резкое снижение к куполу ледника с левым креном, который при столкновении с ледником достигал 60-70°. Удар произошел с курсом 90° в 15:21 на удалении 2 200 м от КТА с азимутом 130° (в 1 000 м от конца ВПП с азимутом 110° и в 500 м левее ее оси). Левая плоскость и кабина пилотов были разрушены. Фюзеляж имел гофр по всей длине и излом в районе между 16 и 21 шпангоутами. Пожара не возникло. КВС погиб на месте. Второй пилот и бортмеханик умерли в течение суток. Все пассажиры и другие члены экипажа получили ранения. Пятеро тяжелораненых эвакуированы самолетом C-130 ВВС США в госпиталь в Новой Зеландии. Бортрадист впоследствии был переправлен в Москву и скончался в больнице через несколько месяцев (по причине смерти более чем через 30 суток с момента катастрофы в числе погибших не указывается). Превышение места катастрофы над уровнем моря – 290 м.
    Фактическая погода за 15:20 – облачность 10 баллов, слоисто-кучевая высотой 700 м, ветер 80° 10-11 м/с, видимость более 10 км, температура 0°С.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 3
Пассажиры 9 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП погодные условия
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14ФКМ
Регистрационный номер (id) ВС СССР-04193
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 15.11.1957
Заводской номер ВС 7343506
Наработка ВС (часы) 19494
Наработка ВС (циклы) 12705
Силовая установка Б252073213 Б252073212


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение УГАЦ, Антарктический АО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета ст. Молодежная
Пункт назначения ст. Моусон
Начальный пункт маршрута ст. Молодежная
Конечный пункт маршрута ст. Мирный


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     По показаниям очевидцев, экипаж приступил к левому развороту, после чего произошел бросок с кренением самолета влево. Экипаж вывести самолет в нормальное положение не смог. По данным ветрового радиозондирования за 15:00 в районе аэродрома в слое от 300 до 600 м над уровнем моря (уровень аэродрома 270 м) наблюдались изменения направления ветра с высотой с 64° до 46°. С учетом направления взлета это означало, что вначале ветер был встречно-боковой, а затем – попутно-боковой. Это оказало воздействие на условия пилотирования самолетом на наборе высоты, на возникновение аварийной ситуации и крайне ограничило возможности экипажа устранить её. Скоротечность и внезапность событий затрудняли действия экипажа по выводу самолета из создавшегося положения.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: катастрофа произошла из-за неожиданного для экипажа попадания самолета в слои воздуха со сдвигом ветра, вызвавшее резкое изменение характеристик полета и создавшее аварийную ситуацию на малой высоте полета.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.