Самолет 64 авиаотряда прибыл в Новосибирск из Москвы 27 октября. Произошла смена экипажа. Новый экипаж должен был выполнить международные рейсы №135/136 Новосибирск – Иркутск - Новосибирск (стыковочные с рейсами №03/04 Иркутск - Улан-Батор- Пекин- Улан-Батор - Иркутск советско-китайской авиакомпании СКОГА).
Взлет из Новосибирска произведен в 14:28 мск 27 октября. В Иркутске самолет произвел посадку в 18:52. Рейс №136 выполнялся без посадки, но Новосибирск закрылся по метеоусловиям и экипаж был выпущен до Красноярска с посадкой.
Прогноз погоды экипажу был дан только до Красноярска: с 21:00 до 00:00 – облачность 6-9 баллов, слоисто-кучевая, разорвано-дождевая высотой 600-1000 м, на участке Тайшет-Канск высотой 300-600 м и средняя, верхняя, осадки, видимость 4-10 км, в облаках обледенение, горы закрыты облаками. По пункту посадки а/п Красноярск с 00:00 до 03:00 - облачность 6-9 баллов, слоисто-кучевая, высотой 600-1000 м, средняя, временами снег, видимость 4-10 км, ветер северо-западный 6-9 м/с с порывами до 12 м/с. Ветер по высотам: на 1000 м - 200° 40 км/ч, на 1500 м - 240° 40 км/ч, на 2000 м - 250° 50 км/ч, на 3000 м - 260° 60 км/ч.
Эшелон полета был задан 2 700 м. Взлет в Иркутске произведен в 21:09. На борту находились 9 иностранных пассажиров (1 гражданин КНР, 4 ПНР и 4 Кипра) с рейса СКОГА, а также четыре советских пассажира, купивших билеты в Иркутске. В 22:55 самолет прошел Нижнеудинск с путевой скоростью 275 км/ч. Полет до Нижнеудинска проходил выше облаков. Дальнейший полет от Нижнеудинска протекал в облаках при слабом и среднем обледенении. Экипаж считал, что ветер на участке Нижнеудинск-Красноярск юго-западный со скоростью 40 км/ч. Фактический ветер был северо-западным со скоростью на высоте 2 000 м 130 км/ч. Данные о таком ветре были получены Красноярской АМСГ в 23:50, но не были переданы руководителю полетов а/п Красноярск и экипажу. В 23:26, через 31 минуту после пролета Нижнеудинска, экипаж получил обратный пеленг 282° от а/п Красноярск и истинный пеленг 147° от радиопеленгатора а/п Енисейск. Это указывало, что самолет за 31 минуту прошел 132 км и находился на 18-20 км южнее трассы, т.е. его сносило под воздействием северо-западного ветра. В 23:43 экипаж доложил пролет Канска. Привод а/п Канск из-за халатности ст. диспетчера Красноярской РДС в этот момент не был включен. В 23:54 экипаж получил обратный пеленг от Красноярска «около 280°» и истинный пеленг от Енисейска 158°, что указывало на то, что самолет находился в 73 км от а/п Красноярск и путевая скорость должна быть 435 км/ч. Это указывало на то, что все дальнейшие сообщения экипажа о пролете Тайшета и Канска являлись расчетными и не соответствовали действительности. Несмотря на противоречивые данные о путевой скорости от экипажа и по данным радиопеленгаторов, экипажу никаких указаний не давалось, более точное местонахождение самолета не определялось. РП и ст. диспетчер РДС полетом не руководили, никаких расчетов не вели. Определенный радиопеленгаторщиком а/п Красноярск «приблизительный» пеленг 280° не соответствовал действительности, на что радиопеленгаторщику указал бортрадист самолета. На всех радиопеленгаторах Красноярской РДС в это время дежурили стажеры, так как все остальные радиопеленгаторщики (11 человек) были призваны в Советскую армию. После 23:26 ни экипаж, ни РП и диспетчер РДС не знали местонахождения самолета. Диспетчер РДС в нарушение инструкции по полетам, устанавливающей высоту входа в зону АДС Красноярск для самолетов с востока, равную 2 100 м, дал указание экипажу снижаться до 1 500 м. Экипажи двух других Ил-12, вылетевших из Иркутска ранее, уклонились на юго-восток от трассы и прибыли в Красноярск с опозданием, но это никого в аэропорту не обеспокоило и не было принято во внимание. Экипаж Ил-12 №1789, ошибочно полагая, что выполняет полет с путевой скоростью 275 км/ч, пытался получить разрешение на пролет Красноярска без посадки и тем самым обеспечить выполнение рейса по расписанию, для чего связался с Новосибирском и запросил его погоду. Новосибирск в 23:48 ответил – облачность 10 баллов слоисто-дождевая, разорвано-дождевая высотой 290 м, видимость 10 км, ветер юго-западный 5 м/с. В 00:02-00:04 экипаж сообщил в Красноярск: «подхожу, 2700 м, ГСМ 2600 л, хватит, Новосибирск меня примет, пройду пролетом» В ответ экипаж получил: «Новосибирск закрыт по метеоусловиям. Посадка у нас». Экипаж ответил: «Вас понял» и приступил к снижению до 1 500 м. В 00:10 экипаж вызвал Красноярск для связи. Диспетчер КДП после этого начал вызывать борт, но ответа не последовало. Самолет пропал без вести. Его поиски не дали результатов.
В июне 1955 г место катастрофы случайно было обнаружено охотником. Комиссия прибыла туда 12 июня. Самолет находился на восточном склоне горы Сивуха высотой 1 807 м в верховьях реки Мана в точке с координатами 54° 30’ 25” СШ, 94° 41’ 10” ВД в 132 км южнее трассы и в 204 км от а/п Красноярск. Самолет столкнулся с МК=280° со скалистым, без растительности, склоном крутизной 40-45° на высоте 1 725 м по стандартному давлению и полностью разрушился.
|