|
|
|
Катастрофа Ми-8МТВ-1 а/к АЗАЛ на Каспийском море |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 12 июля 2009 г.
Время: 16:30
Страна: Азербайджан
Место происшествия: Каспийское море, близ о. Чилов
Тип ВС: Ми-8МТВ-1
Регистрация ВС: 4K-27038
Авиакомпания: AZAL Helicopter
|
|
|
|
|
Описание |
Выполнялся полет по перевозке вахты нефтяников. Посадка на посадочной площадке буровой установки была произведена с курсом 350°. Рядом с буровой в момент посадки по курсу находился корабль, с которого до прилета вертолета производилась разгрузка краном, находящимся на буровой. Кран находился слева от вертолетной площадки, с опущенной стрелой, и не работал. Движение крана осуществляется по рельсам в направлении 350°. Согласно правилам техники безопасности на буровой, кран во время посадки и взлета вертолета не должен работать и должен находиться в крайнем заднем положении в направлении 350° (по курсу посадки) с опущенной стрелой.
Экипаж, не выключая двигатели, произвел высадку одного пассажира и посадку другого пассажира.
КВС приступил к выполнению взлета по-вертолетному, с использованием влияния воздушной подушки. Нахождение корабля по курсу взлета не позволяло безопасно произвести взлет в данном направлении и, учитывая ветровую обстановку, экипаж на висении выполнил разворот вертолета вправо на курс примерно 30°.
В процессе висения и доворота вертолета вправо, на высоте 3 м началась тряска ВС. В последующем произошло энергичное опускание носа вертолета с разворотом влево и кренением его на правый борт. Концевая балка с хвостовым редуктором оторвалась от вертолета и упала на платформу за вертолетной площадкой позади крана.
Вертолет ударился о поверхность посадочной площадки с правым креном более 30° и углом тангажа - 20° и, перемещаясь по площадке, столкнулся с бруствером, опрокинулся через него, упал в море и затонул на глубине 85-90 м. Разрушение лопастей несущего винта привело к касанию их с хвостовой балкой и ее разрушению. Два пассажира погибли, остальные пассажиры и члены экипажа сумели покинуть тонущий вертолет и были спасены.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
0 |
Пассажиры |
3 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8МТВ-1 |
Регистрационный номер (id) ВС |
4K-27038 |
Государство регистрации ВС |
Азербайджан |
Дата выпуска ВС |
1992 |
Заводской номер ВС |
95872 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
AZAL Helicopter |
Государство регистрации авиакомпании |
Азербайджан |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Анализ материалов расследования свидетельствует, что тряска вертолета была обусловлена дисбалансом лопастей рулевого винта, получивших повреждения от соударения со стреловым тросом башенного крана. Разрушение и отрыв лопастей рулевого винта происходили не одновременно, о чем свидетельствует разрушение и отрыв части концевой балки вместе с хвостовым редуктором в воздухе. Потеря путевой управляемости привела к интенсивному развороту вертолета влево и развитию правого крена.
Для определения, было ли соударение законцовками лопастей рулевого винта с тросом крана при выполнении экипажем доворота вертолета влево, или трос после обрыва, обусловленного нерасчетной нагрузкой (например, дефект троса, неправильные действия крановщика), попал в зону вращения рулевого винта, трос и лопасти рулевого винта направлены на исследование в ГЦБП ВТ.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
По заключению комиссии, причиной авиационного происшествия явилось столкновение вертолета с металлической поверхностью посадочной площадки с дальнейшим перемещением и сваливанием в море, что было обусловлено потерей путевой управляемости вертолета из-за соударения лопастей рулевого винта с тросами подъемного крана, который, находился в зоне ограничения препятствий, в процессе выполнения взлета вертолета с посадочной площадки буровой установки №4. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|