Экипаж 5 летного отряда Анадырского ОАО в день происшествия выполнил полет по маршруту Залив Креста - Конергино - Залив Креста и вернулся в аэропорт вылета в 02:03 мск. После предполетной подготовки экипаж приступил к выполнению пассажирского рейса №643/644 по маршруту Залив Креста - прииск Восточный - Залив Креста. Маршрут полета соответствует МВЛ II категории и состоит из двух приблизительно равных участков с поворотным пунктом Амгуэма. Особенностью района полетов является слабая оснащенность радиосредствами, что затрудняет самолетовождение и контроль за движением ВС. В районе ВМДП Залив Креста и РЦ Мыс Шмидта контроль осуществляется только по докладам экипажей, радиолокационный контроль отсутствует.
На борту находились 785 кг почты и багажа и 12 пассажиров, в том числе трое неоформленных - ребенок 4 лет и два 14-ти летних подростка, сын КВС и его товарищ, которых КВС провел на борт через служебный вход аэропорта.
Взлет в а/п Залив Креста произведен с МК=350° в 02:46. Метеоусловия были простыми. После взлета экипаж в нарушение установленной схемы, предусматривающей набор высоты 1500 м над аэродромом перед выходом на трассу, приступил к набору высоты при следовании по трассе, что КВС объяснил неполной загрузкой вертолета, что позволяет набрать безопасную высоту первого участка маршрута (1820 м) по прямой. Как установила комиссия, данное нарушение установленной схемы является обычной практикой для экипажей, базирующихся в а/п Залив Креста.
Набор высоты происходил в течение 10 минут 20 секунд. Горизонтальный полет проходил на высоте 1920-1950 м по давлению 770 мм рт.ст. (истинная высота 1820-1850 м) в течение 8 минут 30 секунд со средней приборной скоростью 185 км/ч. Через 15 минут после взлета экипаж обнаружил по курсу полета облачность с высотой нижней границы около 1500 м и принял решение спрямить маршрут полета отворотом вправо в направлении пункта назначения, так как в этом направлении облачность отсутствовала. В то же время, в нарушение НПП ГА-85, экипаж докладывал ложную информацию о следовании по трассе через Амгуэму. Через 19 минут полета, в 03:05 мск, экипаж приступил к снижению для занятия безопасной высоты 1150 м второго участка маршрута, о чем доложил диспетчеру. Снижение происходило с МК=20-25°, приборной скоростью 200 км/ч и вертикальной скоростью 3 м/с. При достижении высоты 1150 м экипаж встретил 2-3 бальную облачность. КВС, опасаясь потери контакта с земной поверхностью, принял неправильное решение на дальнейшее снижение ниже безопасной высоты (в нарушение п. 7.5.1, 7.5.2, 7.5.3, 5.3.15 НПП ГА-85 и НШС ГА-86). Далее, вплоть до столкновения с горой, полет производился на высоте 850 м по прибору в течение 6 минут 12 секунд. При этом экипаж ложно докладывал службе движения о следовании на безопасной высоте 1150 м. Второй пилот снижение ниже безопасной высоты не предотвратил, так как по указанию КВС был занят ведением ориентировки для определения местонахождения вертолета. За 1 минуту 10 секунд до столкновения с горой экипаж уменьшил приборную скорость полета с 200 км/ч до 155 км/ч. За 3 секунды до столкновения второй пилот, отчетливо наблюдая склоны сопок справа при отсутствии ориентиров слева, дал рекомендацию КВС взять курс 60°, однако последний курс полета изменить не успел.
Экипаж не вел детальную ориентировку, своего точного местонахождения не знал и считал, что уже прошел господствующие высоты перевала, о чем свидетельствует то, что после АП экипаж по аварийной радиостанции дал место с ошибкой на 15-20 км севернее фактического. В результате неправильного определения своего места экипаж считал, что занятая им высота 850 м (истинная высота 750 м) обеспечивает безопасность полета, и ослабил бдительность.
В условиях полета в горной заснеженной малоориентирной местности при 10-ти бальной облачности (белизна) совершенно неожиданно для экипажа произошло столкновение со склоном горы. Удар произошел по касательной к склону, покрытому свежевыпавшим снегом, через 30 минут 18 секунд полета. После первого касания колесами шасси и нижней передней частью фюзеляжа вертолет отделился, через 46 м вторично ударился носовой частью фюзеляжа и лопастями несущего винта и опять отделился, в третий раз ударившись о склон через 28 м. В результате произошло разрушение вертолета и его опрокидывание на правый борт. Между вторым и третьим ударами о землю лопастями несущего винта была отрублена хвостовая балка.
В результате АП погиб один пассажир - девочка 6 лет (всего на борту находились один ребенок маленький и два ребенка больших). 3 пассажира и 3 члена экипажа получили тяжелые ранения, 6 пассажиров - легкие ранения, 2 пассажира не пострадали. Температура наружного воздуха на месте АП составляла -20°С. Пострадавшие были обнаружены с воздуха в 10:10 мск и в 00:45 мск 7 ноября (через 21 час 35 минут после АП) были эвакуированы.
Катастрофа произошла на высоте 750 м в 03:16 мск на юго-восточном склоне отрога горы Плоская (отметка 822 м), в 86 км с А=28° от а/п Залив Креста (67°03’СШ, 178°10’ЗД).
|