|
|
|
Катастрофа Ми-6 Магаданского УГА на Чукотке |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 19 октября 1973 г.
Время: 13:20
Страна: СССР
Место происшествия: Чукотский АО, 61,5 км юго-западнее а/п Анадырь
Тип ВС: Ми-6
Регистрация ВС: СССР-21171
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Магаданское УГА, Анадырский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 150 летного отряда, после прилета из а/п Марково в 00:58 мск и проведения предполетной подготовки в а/п Анадырь, произвел в 04:04 мск взлет для выполнения спецрейса по заявке Анадырской комплексной геологической экспедиции по маршруту Анадырь (Угольные Копи) – Анадырь (окружной) – Шаманья - Анадырь (Угольные Копи). После заправки в а/п Анадырь (окружной) экипаж в 05:01 вылетел в геологическую партию, имея на борту 26 бочек дизельного топлива (5 967 кг), двух сопровождающих груз и двух авиатехников. После окончания связи с диспетчером старта, в 05:19:15 экипаж установил связь с МДП а/п Анадырь (Угольные Копи) и получил разрешение следовать на площадку Шаманья, расположенную в 225 км от а/п Анадырь с МК=235°, на высоте 600 м по минимальному приведенному давлению. Полет проходил в простых метеоусловиях.
В 05:19:28 от экипажа поступило сообщение: «Пожар левого двигателя, идем на вынужденную». Диспетчер МДП запросил у экипажа место вертолета. Экипаж ответил: «Траверз отметки 76, правее 26 км, у меня всё». Через 5 секунд штурман вертолета уточнил, что вертолет находится правее 13 км отметки 76. После этого связь с экипажем прекратилась.
В 05:36 истребитель ВВС передал, что наблюдает полностью разрушенный и горящий вертолета в районе 3-ей зоны. В 06:05, вылетевший в этот район вертолет Ми-4 №38262 обнаружил место катастрофы в 61,5 км с азимутом 237° от Анадыря. Вертолет полностью разрушен и сгорел, а его части разбросаны по тундровой местности, покрытой мхом (замерзшей, но без снежного покрова), в районе озера Усатое. Все находившиеся на борту 9 человек погибли.
На удалении 2300-2500 м по курсу полета найдены две деформированные лопатки второй ступени турбины двигателя, две деформированные лопатки соплового аппарата 3-ей ступени турбины и 4 обломка соединительного кольца 2-й и 3-ей ступеней турбины.
Наработка обоих двигателей после последнего ремонта составляет 684 часа 50 минут.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
7 |
7 |
Пассажиры |
2 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
отказ техники |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-6 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-21171 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
30.11.1967 |
Заводской номер ВС |
7683409В |
Наработка ВС (часы) |
2530 |
Наработка ВС (циклы) |
2899 |
Силовая установка |
С 3522009 С 3022024 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Магаданское УГА, Анадырский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Анадырь |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Анадырь |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила, что после возникновения пожара на левом двигателе экипаж принял все зависящие от него меры для его ликвидации, применил 1 и 2 очереди системы пожаротушения. Доложив о пожаре диспетчеру МДП и сообщив свое местонахождение, экипаж приступил к снижению для вынужденной посадки. Дальнейшие торопливые, но ясные доклады экипажа, свидетельствуют об опасной аварийной обстановке на борту и о занятости экипажа операциями по ликвидации пожара. Несмотря на принятые экипажем меры, пожар ликвидировать не удалось из-за значительного разрушения двигателя. Находившиеся на борту два авиатехника из-за сильного пламени внутри фюзеляжа открыли грузовую дверь и готовились к экстренному покиданию вертолета (комиссия обнаружила их сорванные потоком воздуха шапки в 400 м от места падения вертолета). Пастухи-оленеводы видели горевший в воздухе вертолет, сильный огонь, вырывавшийся из грузовой двери, и момент падения вертолета. Дым от пожара в фюзеляже начал поступать по магистралям отопительной системы в пилотскую кабину. Угарный газ стал оказывать отравляющее действие на членов экипажа, а дым затруднял пилотирование как визуально, так и по приборам. Это заставило экипаж применить аварийный сброс правой двери пилотской кабины (найдена в 250 м от места падения вертолета). Следы закопчения и оплавления капроновых занавесок на ней указывают о наличии густого дыма в пилотской кабине. Одновременное открытие двери второго пилота и грузовой двери не улучшило самочувствие членов экипажа. В этот момент создались условия, полностью исключающие возможность пилотирования вертолета. Наличие карбоксигемоглобина в крови всех погибших и заявление очевидцев о беспорядочном вертикальном падении вертолета в последний момент перед ударом о землю свидетельствуют об отравлении экипажа угарным газом и потере им сознания в воздухе при производстве вынужденной посадки. Комиссия не исключает также, что причиной неуправляемости вертолета могло быть нарушение управляемости вертолетом, вызванное действием вылетающих с большой скоростью деталей разрушающегося двигателя. Взрыв топливных баков и груза топлива после падения на землю привел к полному разрушению вертолета и гибели находившихся в нем людей. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение:
Причиной катастрофы является разрушение свободной турбины левого двигателя в полете, что привело к обрыву лопаток турбины, разрушению ее корпуса и к возникновению пожара.
Заключение ГосНИИ ГА: Исследованием деталей и узлов двигателя Д-25В и редуктора Р-7 установлено, что причиной летного происшествия явилось разрушение внутренней обоймы роликовой муфты редуктора, которое привело к нарушению кинематической связи двигателя с редуктором. Разрушение внутренней обоймы роликовой муфты редуктора имеет типичный усталостный характер и произошло под действием локальных повышенных осевых нагрузок, возникновение которых не связано с качеством ремонта редуктора в в/ч 36978, качеством монтажа силовой установки на вертолет и с его эксплуатацией.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|