|
|
|
Катастрофа Ан-10А Украинского УГА в районе Харькова |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 18 мая 1972 г.
Время: 11:53
Страна: СССР
Место происшествия: Украинская ССР, Харьковская область, Близ села Русская Лозовая
Тип ВС: Ан-10А
Регистрация ВС: CCCP-11215
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Украинское УГА, Харьковский ОАО
Рейс: 1491
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 87 летного отряда произвел взлет в а/п Внуково в 10:39 и после набора высоты занял эшелон 7 200 м. После пролета Курска экипаж вышел на связь с РДС Харькова и приступил к снижению на ОПРС Готня до 4 500 м. После пролета ОПРС Готня на заданной высоте в 11:43, экипаж получил разрешение на снижение до 1 500 м и передал подтверждение. В 11:51 диспетчер вызвал борт. Экипаж не ответил. Отметка самолета исчезла в 11:53. Разрушенный самолет вскоре был обнаружен в лесу близ н/п Русская Лозовая в 25,3 км севернее а/п Харьков (Основа). Экипаж и все 114 пассажиров, а также сопровождающий МВД, погибли. Расследованием установлено, что при снижении до 1 500 м с вертикальной скоростью 6 м/с и приборной скоростью 400-500 км/ч (параметры полета точно установить не удалось в связи с отсутствием записи на ленте КЗ-63) на расстоянии около 30 км от аэропорта в воздухе на высоте около 1 700 м (истинная 1 500 м) произошло разрушение самолета с почти одновременным отделением обоих полукрыльев (с загибом их вверх), включая центроплан. Самолет перешел в беспорядочное падение с МК=146°, что соответствует курсу следования к третьему развороту с МКпос=263°. Разброс обломков составил 2160х765 м. Фюзеляж столкнулся с землей под углом 60-70°. Погода: облачность 3-4 балла, кучевая высотой 1500-2000 м, верхняя граница 2000-2500 м, тихо, видимость 10 км, t=+27°C, слабая болтанка ниже 2 500 м.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
7 |
7 |
Пассажиры |
115 |
115 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
снижение |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-10А |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-11215 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
03.02.1961 |
Заводской номер ВС |
0402502 |
Наработка ВС (часы) |
15485 |
Наработка ВС (циклы) |
11106 |
Силовая установка |
Н2314052 Н2214020 С2314190 Н2234148 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
1491 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Украинское УГА, Харьковский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Москва (Внуково) |
Пункт назначения |
Харьков |
Начальный пункт маршрута |
Москва (Внуково) |
Конечный пункт маршрута |
Харьков |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Катастрофа произошла в результате разрушения в воздухе нижней панели центроплана крыла самолета по нулевой нервюре. Установлено ослабление усталостными трещинами конструктивных элементов нижней панели центроплана (стрингеров и обшивки) в плоскости симметрии самолета по нулевой нервюре. Аналогичные трещины обнаружены на всех осмотренных после катастрофы самолетах Ан-10. Началу разрушения способствовала турбулентность в ясном небе в сочетании с маневром снижения.
Сопутствующие причины:
а) конструкция самолета не позволяет обнаружить трещины без расклепывания и снятия стыковочных накладок стрингеров с последующей их заменой;
б) ОКБ не предусмотрело методы и порядок проведения осмотра нижней части центроплана, в т.ч. в процессе капитального ремонта (самолет №11215 прошел три КР), что не дало возможность обнаружить трещины;
в) налет самолета №11215, близкий к установленному ресурсу. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|