|
|
|
Катастрофа Ми-8 Дальневосточного УГА в районе хребта Джугджур |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 06 октября 1981 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Хабаровский край, Аяно-Майский район, хр. Джугджур, 65 км северо-западнее а/п Аян
Тип ВС: Ми-8
Регистрация ВС: СССР-22212
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Дальневосточное УГА, Николаевский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 378 летного отряда выполнял внерейсовый полет по маршруту Аян - Нелькан с промежуточной посадкой в н.п Нурки по заявке райисполкома для вывозки в Нелькан группы артистов (музыкальный ансамбль) из Москвы, Ленинграда и Барнаула.
Экипаж прилетел в а/п Аян в 08:38 мск. Полет до Аяна из-за наличия низкой облачности над хребтом Джугджур в нарушение требований НПП ГА-78 производился экипажем на высоте ниже безопасной, вдоль линии связи, а не по установленному маршруту.
Прогноз погоды по маршруту с 07:30 до 13:00 мск предусматривал: ложбина от малоподвижного циклона с центром над восточными районами Охотского моря и прохождением холодного фронта с волнами, облачность 5-8 баллов кучево-дождевая, 300-500 м, 10 баллов средняя, верхняя, осадки, видимость 4-6 км, умеренная болтанка, в облаках умеренное обледенение, ветер до 3000 м 60-80° 40 км/ч. Прогноз погоды по маршруту, пунктам вылета и посадки, соответствовал ПВП.
Вылет с пассажирами на борту из а/п Аян произведен в 09:30 мск (16:30 местного времени). Вместо утвержденного маршрута полет опять производился над линией связи на высоте 300 м. В н.п. Нурки экипаж высадил двух пассажиров, а далее следовал по долине реки Алдома и линии связи на высоте около 1200 м, доложив в 09:34 в МДП МВЛ о занятии установленной высоты для этого маршрута 2700 м. Фактическая погода на перевале Джугджурского хребта не позволяла выполнять полет по ПВП на безопасной высоте и по утвержденному маршруту. В условиях ограниченной видимости, сильной болтанки, экипаж продолжил полет до водораздела и поздно принял решение на возврат в район с хорошей погодой. В процессе разворота с малой поступательной и большой вертикальной скоростью вертолет столкнулся со склоном горы. Столкновение произошло при перемещении правым бортом вперед с курсом 150-160°. Удар был плоским, правым бортом, без поступательной скорости, с МК=110°. Вертолет обнаружен на следующий день полностью разрушенным и сгоревшим. Экипаж и 13 пассажиров (10 артистов и 3 местных жителя) погибли.
Катастрофа произошла в 10:25 мск (17:25 местного вр.) на перевале Джугджурского хребта на высоте 1150 м в 65 км от а/п Аян с азимутом 305° (56°47’СШ, 137°18’ ВД).
По показаниям очевидцев, на месте происшествия около 10:25 мск фактическая погода была хуже прогнозируемой: наблюдалась облачность 9 баллов кучево-дождевая, сильный северо-западный ветер. Ливневый снег проходил зарядами с кратковременным ухудшением видимости менее 1000 м. Вершины гор при осадках не просматривались.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
13 |
13 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-22212 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
28.02.1976 |
Заводской номер ВС |
6342 |
Наработка ВС (часы) |
5114 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
С98101329 С99301139 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Дальневосточное УГА, Николаевский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Нелькан |
Начальный пункт маршрута |
Аян |
Конечный пункт маршрута |
Нелькан |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основной причиной катастрофы явилось нарушение экипажем п.8.5.3, 8.5.6, 5.5.12, 5.15.15 НПП ГА-78, выразившееся в выполнении полета не по установленному маршруту на высоте ниже безопасной и несвоевременное (запоздалое) принятие решения на возврат при встрече с погодой хуже прогнозируемой. При развороте на малой высоте, в стесненной склонами гор долине на обратный курс, вертолет столкнулся с землей и потерпел катастрофу.
Сопутствующие причины:
- неудовлетворительное метеообеспечение полетов в Аяно-Майском и Тугуро-Чумиканском районах Хабаровского края. Прогноз погоды по маршруту, соответствовавший ПВП, не соответствовал фактической погоде и способствовал принятию экипажем неправильного решения на вылет. Фактическая погода, не соответствовавшая ПВП, оказала влияние на возникновение и развитие аварийной ситуации;
- недостатки в организации УВД в а/п Аян из-за отсутствия диспетчеров с правом непосредственного руководства полетами. Отсутствие надежных средств контроля за воздушным движением могло оказать влияние не принятие решения командиром вертолета следовать по неустановленной трассе с нарушением безопасной высоты.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|