Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 ВС УГА в районе н.п. Бур Иркутской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  28 сентября 1989 г.
Время:  05:01
Страна:  СССР
Место происшествия:  Иркутская область, Катангский р-н, 49 км от н.п. Бур с азимутом 285 град.
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-22783
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское УГА, Усть-Кутский ОАО

расшифровка переговоров
 


Описание
    


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22783
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1983
Заводской номер ВС 98311890
Наработка ВС (часы) 6346
Наработка ВС (циклы) 7826
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское УГА, Усть-Кутский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание предшествующих событий     Полет был оформлен в соответствии с заявкой Ангаро-Ленской ГРЭ по маршруту н.п. Бур – буровая Р-265 – охотничье зимовье «Баня» - н.п. Бур для перевозки на внешней подвеске труб с буровой в н.п. Бур с попутной доставкой груза на зимовье. По предварительному сговору с начальником аэропорта Бур и представителем заказчика о браконьерском отстреле животных с вертолета, взяв их и третьего пассажира на борт, экипаж произвел взлет из н.п. Бур.
    Через 29 минут полета экипаж ложно доложил диспетчеру УВД а/п Бур о планируемой через 3 минуты посадке на буровой и стоянке на ней 40 минут.
    Продолжая полет в поисках лосей в направлении зимовья «Баня», через 15 минут экипаж обнаружил животных. Двое лосей были убиты выстрелами с борта вертолета. Экипаж высадил всех троих пассажиров у туши первого убитого лося и приступил к поискам второй туши. Не обнаружив ее, экипаж вылетел в а/п Бур с выпущенным через люк внешней подвески строповочным тросом без использования штатных удлинителей и замка-вертлюга, открытой входной дверью и установленной снаружи входной лестницей, которые оставались в таком положении с момента высадки пассажиров.
   
Описание развития аварийной ситуации     Через 3 минуты после ухода с места охоты на удалении 9 км от него во время горизонтального полета на высоте 220 м от поверхности с поступательной скоростью 150-160 км/ч (по РЛЭ скорость полета с внешней подвеской без замка-вертлюга – не более 60 км/ч) произошло попадание выпущенного строповочного троса в зону вращения рулевого винта. Были повреждены лопасти №1 и 3. При этом значительная часть лопасти №1 оторвалась. Это привело к возникновению тряски и вибрации с нарушением путевой управляемости вертолета из-за уменьшения тяги рулевого винта и возникновения разворачивающего момента влево, который по-видимому был парирован КВС отклонением правой педали и созданием правого скольжения.
    КВС принял решение на вынужденную посадку, начав экстренное снижение с торможением поступательной скорости за счет уменьшения мощности двигателей и увеличения угла тангажа. Через 13-14 сек высота полета составляла 140 м, а скорость – 120 км/ч. В этот момент в результате существенно возросших динамических нагрузок на хвостовую балку из-за дисбаланса произошло отделение рулевого винта вместе с хвостовым редуктором. Вертолет начал резко разворачиваться влево со значительным возрастанием угловой скорости вращения и крениться вправо с опусканием носа. Потеряв управляемость и вращаясь вокруг своей вертикальной оси, вертолет с незначительной поступательной скоростью и вертикальной скоростью снижения 14 м/с столкнулся с землей с перегрузкой 23g, разрушился и сгорел.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилась потеря управляемости вертолета вследствие отрыва рулевого винта с хвостовым редуктором в результате попадания в него строповочного троса при выполнении экипажем полета с целью браконьерского отстрела диких животных.
    Соударение троса с лопастями рулевого винта произошло при выполнении экипажем полета с выпущенным строповочным тросом, сцепленным с гидрозамком без применения вертлюга на скорости, значительно превышающей рекомендованную РЛЭ.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.