|
|
|
Катастрофа Ми-6 Мячковского ОАО в 77 км от Тарко-Сале |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 19 октября 1989 г.
Время: 13:57
Страна: СССР
Место происшествия: Тюменская область, ЯНАО, 77 км юго-западнее Тарко-Сале
Тип ВС: Ми-6
Регистрация ВС: CCCP-21886
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: УГАЦ, Мячковский ОАО
|
|
|
|
|
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
2 |
Пассажиры |
2 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, нестандартные причины |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-6 |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-21886 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1967 |
Заводской номер ВС |
7683106 |
Наработка ВС (часы) |
15034 |
Наработка ВС (циклы) |
10890 |
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
УГАЦ, Мячковский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание предшествующих событий |
Экипаж выполнял полетное задание по заявке ПО «Удмуртгеология» по перевозки грузов на внешней подвеске с подбазы «Северная», расположенной в 77 км от Тарко-Сале с азимутом 230°, на несколько буровых. Накануне вылета КВС договорился с работником ДПМК-1 о перевозке на подбазу с неработающей буровой №457 заброшенного домика типа 3КТ-4С (балка) массой 5,5 тонн для использования его в качестве жилья. На подбазе «Северная» на борт были взяты два неоформленных пассажира, вышеупомянутый работником ДПМК-1 и его помощник. Затем экипаж самовольно, без доклада службе УВД, совершил непредусмотренную планом полетов посадку на буровой №457, где высадил пассажиров для подготовке балка к транспортировке. После высадки пассажиров экипаж совершил взлет и приступил к выполнению полетного здания. Выполнив заявленный объем работ, экипаж вторично произвел посадку на буровой №457. Балок был подцеплен на внешнюю подвеску, а неоформленные пассажиры вновь были приняты на борт. В 13 часов 14 минут экипаж произвел взлет для следования на базу. |
Описание развития аварийной ситуации |
Через 39 минут 34 сек после взлета на удалении 8 км от подбазы «Северная» от крыши балка оторвались несколько металлических листов. Они попали в лопасти рулевого винта. Это привело к разрушению концевых частей двух рядом расположенных лопастей, что вызвало дисбаланс рулевого винта, интенсивную вибрацию вертолета и повышенное динамическое нагружение конструкции концевой балки.
Управление взял на себя пилот-инструктор. Через 1-1,5 сек. После возникновения вибрации груз был сброшен. Несмотря на наличие интенсивной вибрации, понимая причины ее возникновения, экипаж принял решение продолжать полет до подбазы. Не доложив службе УВД о возникновении особой ситуации, экипаж приступил к разгону скорости до 200-220 км/ч. Такое решение было вызвано либо надеждой скрыть случившееся, либо опасением производить вынужденную посадку на заболоченную тундру. Экипаж выполнил левый доворот для выхода на подбазу. В течение 2 минут 10 секунд полет продолжался без заметного нарушения управляемости, но с интенсивной вибрацией конструкции вертолета. За 1 мин 27 сек до столкновения с землей на скорости 190 км/ч экипаж приступил к гашению скорости с правым разворотом для выхода на посадочный курс. Разворот выполнялся с креном 25° на скорости 80-150 км/ч в течение 23 секунд. Энергичное выполнение разворота вызвало дополнительное нагружение концевой балки. После выхода из разворота общий шаг был сброшен практически до нуля и дальнейший полет проходил со снижением и постепенным увеличением тангажа до 10-11° с уменьшением поступательной скорости. За 24 секунды до столкновения с землей на высоте 15-20 м экипаж приступил к выполнению зависания для посадки. Был увеличен общий шаг НВ и началось отклонение вперед правой педали с увеличением мощности двигателей. В этот момент (за 5,5 секнуд до столкновения с землей) произошло отделение рулевого винта вместе с хвостовым редуктором. Вертолет перешел в неуправляемое вращение с увеличением тангажа до +30° и правого крена до 69°. Столкновение с землей произошло с тангажом +22° и правым креном 36° в 26 метрах от вертолетной площадки. Вертолет упал на правый бок и почти полностью сгорел. КВС и штурман погибли, остальные получили различные травмы.
|
Описание выявленных причин АП |
Причиной катастрофы явилось повреждение в полете лопастей рулевого винта листами железа, сорванными с перевозившегося на внешней подвеске груза (балка), что привело к возникновению нерасчетного нагружения и интенсивной вибрации конструкции с последующей потерей путевой управляемости в результате отделения от вертолета рулевого винта с хвостовым редуктором., что явилось сочетанием следующих факторов:
- нарушения дисциплины экипажем вертолета, самовольно принявшим к перевозке неоформленный груз, непригодный к перевозке на внешней подвеске.
- неудовлетворительного контроля со стороны КЛО и непринятия мер по предупреждению нарушений пилотом-инструктором.
- непринятия эффективных мер по результатам расследования катастрофы Ми-10К 21.04.89 со стороны МГА, УГАЦ и Мячковского ОАО. В ходе расследования было установлено, что экипаж был ознакомлен с информацией о катастрофе вертолета Ми-10К 21.04.89, произошедшей по точно таким же причинам, но тем не менее принял непригодный к перевозке на внешней подвеске груз.
- в процессе захода на посадку экипажем не был выполнен предусмотренный РЛЭ комплекс мер перед вынужденной посадкой, в частности покидание штурманом своего рабочего места и открытие бортмехаником створок грузового люка. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|