Экипаж Тувинского авиапредприятия концерна "Красноярскавиа" выполнял полет по маршруту Кызыл - Усть-Бурен - Маймалыш по заявке животноводческого совхоза "Красное Знамя" с целью перевозки жителей села Усть-Бурен для отдыха и лечения на Маймалышские источники.
Оценка метеоусловий по предполагаемому маршруту производилась экипажем по прогнозу погоды: облачность 8 баллов кучево-дождевая высотой 1900 м, в облаках умеренное обледенение, внутримассовые грозы, частая умеренная турбулентность, ливневый дождь при видимости 5 км, нулевая изотерма на высоте 1900 м.
Прогноз погоды не соответствовал принятию решения для полета до Маймалыша. Командир ВС принял решение на вылет до Усть-Бурена.
Взлет в а/п Кызыл произведен в 03:10 мск. Полет до с. Усть-Бурен проходил на высоте 1550 м по правилам визуального полета без отклонений.
По прибытии в Усть-Бурен экипаж принял на борт 15 пассажиров (в том числе одного неоформленного - ребенка 6 лет), вместо 6 пассажиров по числу оборудованных мест для сидения на данном вертолете, и 600 кг багажа без взвешивания. В нарушение требований НПП ГА-85 (п.п. 5.5.12.1 и 4.10.1.9) командир ВС принял решение на полет до конечного пункта при нелетном прогнозе погоды и после 50 минут стоянки произвел взлет по намеченному маршруту.
При взлете в н.п. Усть-Бурен экипаж, в нарушение п. 10.1.0 НПП ГА-85, связь с информатором а/п Сарыг-Сеп и диспетчером МДП а/п Кызыл не установил, о выполнении взлета не докладывал, не уточнил погоду по маршруту и не доложил свои дальнейшие действия.
Полетный вес и центровка вертолета не выходили за установленные нормы.
В ходе расследования установлено, что фактическая погода по маршруту полета характеризовалась: кучево-дождевая облачность 8-10 баллов высотой 1800-2000 м над уровнем моря, кратковременно ливневые осадки, умеренное обледенение, видимость 10 км, нулевая изотерма на высоте 1900 м.
В наборе высоты экипаж, в нарушение п.п. 8.1.3.4, 8.1.3.6 и 8.1.3.9 НПП ГА-85, преднамеренно вошел в кучево-дождевую облачность и продолжил полет по маршруту, пилотируя по приборам, при этом противообледенительную систему двигателей не включил, в нарушение п.п. 8.1.2.2 НПП ГА-85 и 7.12.2 РЛЭ Ми-8Т.
Через 8 мин. 41 сек. после взлета, на высоте 2400 м при скорости полета 160 км/ч, произошло выключение одного двигателя. Экипаж уменьшил общий шаг с 8° до 5,5…5°, установил рекомендуемую РЛЭ скорость однодвигательного полета 120-125 км/ч и при общем шаге несущего винта 5,4…5° и оборотах НВ 89-90% приступил к выполнению правого разворота с целью, вероятно, выхода на обратный курс. Вертикальная скорость снижения при этом составляла около 4,6 м/с.
По истечению 38 секунд произошло выключение второго двигателя, что сопровождалось снижением оборотов несущего винта с 90% до 69%. Экипаж не перевел несущий винт на режим самовращения. Подобные действия, вероятно, обусловлены пилотированием в условиях отсутствия видимости. При этом в процессе маневрирования вертолет развернулся вправо на 330°.
После перехода на визуальный полет, с высоты 1500 м экипаж перевел вертолет в энергичный левый разворот (крен до 24°), при этом продолжая увеличивать общий шаг несущего винта. Дальнейшие действия экипажа, вероятно, определялись его стремлением избежать столкновения с сопкой (высотой 1350 м), покрытой высокими деревьями (до 40 м высотой), в процессе ее пролета и снижения вдоль ее западного склона, а также попыткой выполнить посадку на правый берег пересохшего ручья с более ровной поверхностью.
Перед столкновением с землей командир увеличил шаг НВ до 14°. Вертолет, находясь в посадочном положении, практически без поступательной скорости, с вертикальной скоростью 15 м/с столкнулся с верхушками деревьев, что привело к разрушению лопастей НВ и хвостового редуктора. Затем в 40 м от места первого касания деревьев произошло лобовое столкновение вертолета носовой частью фюзеляжа со склоном ручья крутизной 80° и высотой 5 м. При ударе о склон передняя часть фюзеляжа полностью разрушилась. После столкновения вертолет упал на дно сухого ручья на барометрической высоте 1220 м и полностью разрушился. Экипаж и 5 пассажиров погибли, 5 пассажиров скончались от полученных травм на месте происшествия до эвакуации, 1 пассажир умер в больнице от тяжелых травм на 12-е сутки, 4 пассажира получили ранения различной степени тяжести.
Катастрофа произошла в 04:40 мск в верховьях реки Эржей (24 км с А=105° от а/п Сарыг-Сеп).
|