|
|
|
Катастрофа Ми-8Т Мячковского ОАО близ Люберец |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 20 июня 1991 г.
Время: 14:22
Страна: СССР
Место происшествия: Московская область, 1,8 км юго-западнее а/п Люберцы
Тип ВС: Ми-8Т
Регистрация ВС: CCCP-22235
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: УГАЦ, Мячковский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял полет по маршруту а/п Мячково - н.п. Сатино Калужской обл. - Брянская обл. - а/п Мячково с целью доставки семи членов авиационно-технического клуба на бывшие аэродромы Великой Отечественной войны по заявке МАИ им. Серго Орджоникидзе. На борту находился также груз весом 100 кг.
После выполнения задания, в связи с просьбой пассажиров, по согласованию со службой УВД и по разрешению руководителя полетов аэродрома ДОСААФ Тушино, в 13:59 экипаж произвел посадку на а/д Тушино и, высадив всех пассажиров, не выключая двигателей, в 14:01 произвел взлет для следования на базовый а/д Мячково. Дальнейший полет выполнялся в соответствии с правилами производства полетов в Московской воздушной зоне над МКАД на высоте 150 м в простых метеоусловиях. В 14:19 экипаж доложил службе движения а/п Быково о пролете г. Люберцы и получил разрешение на переход под управление службы движения а/п Мячково. В дальнейшем экипаж на связь больше не выходил.
Через 21 минуту после взлета, в горизонтальном полете, произошло разрушение хвостовой балки в районе стабилизатора и отделение ее хвостовой части от вертолета. В результате неуправляемый вертолет с левым креном и значительным углом тангажа на пикирование, имея большую вертикальную скорость, практически без поступательной скорости, упал в лесной массив с высотой деревьев 20-25 м и средним расстоянием между ними до 8 м, в 260 м от МКАД (55°40’20”СШ, 37°50’30”ВД) и в 1800 м юго-западнее а/д Люберцы, разрушился и сгорел.
По показаниям очевидцев, на последнем этапе полета, после доворота влево на 15-20°, что соответствует курсу на а/д Мячково, вертолет стал рыскать по курсу и раскачиваться по тангажу. Одновременно отмечается возникновение хлопков ударного характера, после которых от вертолета стали отделяться элементы обшивки, а затем произошло отделение хвостовой балки в районе стабилизатора, после чего вертолет с левым креном и значительной вертикальной скоростью в 14:22 упал на землю, разрушился и частично сгорел.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-22235 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
30.04.1976 |
Заводской номер ВС |
6377 |
Наработка ВС (часы) |
14414 |
Наработка ВС (циклы) |
21282 |
Силовая установка |
С93211245 С91111272 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
УГАЦ, Мячковский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Москва (Тушино) |
Пункт назначения |
Москва (Мячково) |
Начальный пункт маршрута |
Москва (Мячково) |
Конечный пункт маршрута |
Москва (Мячково) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссией установлено, что вначале произошло соударение лопастей несущего винта с хвостовой балкой в районе стабилизатора. Произошло разрушение балки на глубину 85-90 мм и ослабление ее конструкции. Под действием тяги и крутящего момента от рулевого винта, веса концевой балки и смонтированных в ней агрегатов, произошло дальнейшее разрушение хвостовой балки и соударение рулевого винта с концевой балкой. Последующие удары лопастей несущего винта по хвостовой балке разрушили ее по наклонному сечению от шпангоута №4 до шпангоута №15 внизу.
Хвостовой редуктор с рулевым винтом и частью концевой и хвостовой балок находился на земле, на кромке лесной поляны, в 70 м с А=170° от фюзеляжа вертолета, промежуточный редуктор с частями концевой и хвостовой балок - в 25 м от фюзеляжа вертолета с А=180°.
26.12.89 вертолет проходил ремонт на заводе №21 ГА. После ремонта налет составил 494 часа 47 минут, 649 посадок.
При разборке левого авиагоризонта установлено, что ось гиромотора вместе с контровочной гайкой и резьбовой втулкой повернута относительно контрольной риски, нанесенной краской на крышке корпуса, примерно на 90° в сторону выкручивания оси. Данное обстоятельство в полете могло привести к раскрытию корпуса гироузла. Раскрытие корпуса гироузла однозначно подтверждается наличием различных повреждений деталей гироузла. В процессе работы гиромотора с раскрытым корпусом происходило поочередное выкручивание и вкручивание оси ротора. В процессе разворота на высоте 150 м, на скорости 180 км/ч, при шаге и оборотах НВ соответственно 6° и 95%, произошел отказ левого авиагоризонта, что привело к выдаче ложных сигналов текущих значений тангажа и крена и их поступлению в исправный автопилот. Отказ мог привести к резкому завалу гироузла на кабрирование или пикирование, резким колебаниям гироузла по крену и тангажу (от упора до упора) и к нутационным колебаниям гироузла с нарастающей амплитудой и снижающейся частотой во время торможения гиромотора, вращающегося в раскрытом корпусе. Колебания, сопровождающие нутационное движение, могли быть восприняты экипажем как вибрация вертолета и явиться поводом для сброса общего шага в сочетании с энергичным отклонением ручки циклического шага «на себя», что могло привести к соударению лопастей НВ с хвостовой балкой. Соударение лопастей НВ с хвостовой балкой могло также явится следствием энергичного пилотирования с отклонением ручкой циклического шага тарелки автомата перекоса вперед до 3-4° и «на себя» до упора после первого отклонения на 1,2° автопилотом, что не исключено при раскачке вертолета, обусловленной противофазным отклонением ручки циклического шага в процессе парирования экипажем резких колебаний вертолета вследствие поступления ложных сигналов через автопилот на тарелку автомата перекоса.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной катастрофы вертолета является разрушение его конструкции в полете в результате соударения лопастей несущего винта с хвостовой балкой. В связи с уничтожением при пожаре средств объективного контроля однозначно квалифицировать ситуацию, возникшую на вертолете, не представилось возможным. Наиболее вероятно, что к соударению лопастей с балкой привели рефлекторные управляющие действия экипажа по парированию неожиданной разбалансировки ВС, возникшей вследствие поступления ложных знакопеременных сигналов от отказавшего левого авиагоризонта через исправный и включенный автопилот на тарелку автомата перекоса. Отказ левого авиагоризонта произошел из-за раскрытия корпуса гироузла, которое явилось результатом одного из следующих факторов или их сочетания:
- недозатяжки винтов втулки корпуса при капитальном ремонте на заводе №21 ГА;
- использования при сборке узла деталей, изготовленных с отступлением от требований чертежа;
- конструктивного несовершенства узла опоры оси гиромотора, заключающегося в отсутствии надежной контровки.
Авиационному происшествию могло способствовать отсутствие в РЛЭ Ми-8 четких указаний экипажу по действиям при отказе левого авиагоризонта и рекомендаций по предотвращению соударения лопастей несущего винта с хвостовой балкой.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|