|
|
|
Катастрофа Ми-8Т а/к Арго близ Нефтеюганска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 18 августа 2005 г.
Страна: Россия
Место происшествия: Тюменская область, ХМАО, пос. Звездный, 4 км юго-западнее Нефтеюганска
Тип ВС: Ми-8Т
Регистрация ВС: RA-22634
Авиакомпания: Арго
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж вертолета Ми-8Т RA-22634 выполнял аэровизуальный полет на высоте 90 м по осмотру трассы нефтепровода с посадками на площадки, подобранные с воздуха, по маршруту: посадочная площадка «Победит» - ЛПДС «Каркатеевы».
На последнем отрезке полета после взлета с площадки в районе в районе 253-го км нефтепровода, днем в простых метеоусловиях, в течение 14 сек вертолет летел с изменением МК от 179 град. до 160 град. и переменным левым креном 80-40. В этот момент произошло столкновение ВС с емкостью, перевозимой на длинной (более 40 м) внешней подвеске вертолетом Ка-32 RA-31010, следовавшим с МК 240 град. на высоте 140 м.
В результате столкновения двух ВС были полностью разрушены лопасти несущего винта вертолета Ми-8 и емкость, перевозившаяся вертолетом Ка-32.
Вертолет Ми-8, потеряв управление, упал на берег водоема и полностью разрушился.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
3 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-22634 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
1980 |
Заводской номер ВС |
8019 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Арго |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание развития аварийной ситуации |
В 03:08:13 экипаж передал в эфир информацию о взлёте в Каркатеево и далее проследовал на «64км» трассы нефтепровода, где в 03:13:06 с висения высадил бригаду ЭиХЗ из трёх человек. При этом не были выполнены требования п.6.6.3.1. правил фразеологии и радиообмена в части - «при прибытии на место выполнения авиационных работ экипаж ВС докладывает диспетчеру об изменении плана полётов» и п.7.5.2. НПП ГА-85 в части - «изменение маршрута производится с разрешения диспетчера службы движения, под непосредственным управлением которого осуществляется полёт».
В 03:14:03 вертолёт взлетел с площадки «64км» и проследовал на площадку «253км», расположенную от Нефтеюганска на удалении 5580м с А=319град. Экипаж о следовании по этому маршруту диспетчеру не доложил.
В 03:21:51 экипаж произвёл посадку на площадку «253км».
В 03:29, находясь на площадке «253км» в ожидании пассажиров, по KB радиостанции, через радиобюро Тобольска, доложил службе движения о продолжении работы по трассе нефтепровода Каркатеево в сторону «109км». О своем фактическом местонахождении экипаж не доложил.
Таким образом, с этого момента экипаж дезинформировал диспетчера МДП «Сургут» о своем местоположении. Фактический маршрут следования принципиально отличался от заявленного, что не позволило диспетчеру принять своевременные меры по предотвращению опасного сближения вертолетов Ка-32Т RA-31010 и Ми-8Т RA-22634.
В 03:44, взяв на борт двух пассажиров, экипаж произвёл взлёт с целью осмотра трассы нефтепровода по маршруту: «253км» -«43км» - «34км» - «234км» - «251км».
В 04:05, закончив работу по осмотру трассы нефтепровода, следовал на площадку «253км».
Вертолёт Ка-32Т RA-31010 с грузом на длинной (более 40 м) внешней подвеске (расходная ёмкость с авиакеросином для дозаправки вертолёта в районе работ на площадке «Пойковская») произвёл взлёт с площадки № 90 вертодрома «Нефтеюганск» в 04:02:56.
После взлёта экипаж пытался связаться диспетчером УВД на частоте 134,1МГц (МДП Сургут сектор «Юг»). Связь с диспетчером установлена не была, так как 18.08.05г, по решению РП дежурной смены РЦ ЕС ОрВД, были объединены оба сектора «Север» «Юг», и связь велась на частоте 122,7МГц. Информация о принятом решении через службу аэронавигационной информации не публиковалась.
Решение руководителя полётов об объединении двух секторов было неправомочно.
В 04:05:11 на частоте 122,7МГц экипаж вертолёта Ка-32Т сообщил диспетчеру МДП «Сургут» о фактическом времени вылета, пункте назначения и расчётном времени прибытия.
В 04:05:35 диспетчер МДП сообщил экипажу минимально-приведённое давление (750мм.рт.ст.), заданную высоту полёта (250м) и предупреждение о работе бортов в районе «Пойковская». Информацию о работе вертолёта Ми-8Т RA-22634 в районе Нефтеюганска не передал, так как имел ложные сведения о его фактическом местонахождении. Экипаж вертолета Ка-32 подтвердил заданную высоту, однако, не занял 250 м, перешёл на снижение, не доложив диспетчеру о причине снижения, и в течение 33 сек, снизился до высоты около 150 м.
По пояснениям КВС, снижение производилось для предотвращения столкновения с птицей, которую он наблюдал в передней полусфере. Эту информацию подтверждает и второй пилот.
На момент снижения экипаж мог наблюдать вертолёт Ми-8Т, который находился в этом же секторе. Расстояние между вертолётами составляло 2300 м.
В соответствии с п.8.1.12.4 НПП ГА-85 при полёте по маршруту, в случае обнаружения на траектории полёта воздушного судна птиц, экипаж должен обходить их стороной или пролетать над ними, что не было выполнено. В нарушение п. 4.6.8. Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в ГА (РООП ГА-89) информация о скоплении птиц с борта вертолета Ка-32 службе движения не передавалась.
В 04:06 расстояние между вертолетами составляло 1,2 км, углы визирования с вертолёта Ми-8Т – 63 град. слева, с вертолёта Ка-32Т – 49 град. справа.
В 04:06:11 расстояние между вертолётами составило около 500м, углы визирования с вертолета Ми-8Т слева – 46 град., с вертолета Ка-32Т справа - 51 град. от направления полёта.
В 04:06:18,3 в районе площадки «253км» на высоте около 100 м и скорости 177 км/час с МК=170 град, креном +6 град. вертолёт Ми-8Т 22634 столкнулся с грузом, перевозимым на внешней подвеске вертолётом Ка-32Т 31010. В момент столкновения вертолет Ка-32Т 31010 следовал на высоте 156 м, на скорости 172 км/ч, с МК=239 град., с креном -1 град. и углом тангажа -2 град.
В результате столкновения произошло разрушение несущего винта, вертолёт Ми-8Т потерял управляемость, упал на берег водоёма на удалении 3640 м от площадки «253км» и полностью разрушился. Экипаж и один пассажир погибли. Эвакуация пострадавших пассажиров была проведена экипажем вертолёта Ка-32Т.
Вертолет Ка-32, его экипаж (3 чел.) не пострадали. Был отрублен только штатный "паук" внешней подвески.
|
Описание выявленных причин АП |
Результаты расшифровок полётной информации (БУР) обоих вертолётов и магнитофона МС-61 вертолета Ми-8Т 22634 свидетельствуют об отсутствии визуального контакта между экипажами при их сближении.
В соответствии с п.5.3.1. НПП ГА-85 правила визуальных полетов (ПВП) предусматривают выдерживание установленных интервалов между ВС путём визуального наблюдения экипажами за полётами других ВС и, кроме того, согласно п.5.3.5. НПП ГА-85 полёты по ПВП выполняются с максимальной осмотрительностью всех членов экипажа ВС, что не было выполнено.
С момента выхода на связь на частоте 122,7 МГц экипаж вертолёта Ка-32Т вёл постоянно радиообмен с диспетчером МДП «Сургут». После получения информации об условиях полёта, экипаж в течение 1 мин 30 сек, был отвлечён переговорами с диспетчером УВД, который выяснял бортовой номер ВС. Эти переговоры закончились за 7-8 секунд до столкновения.
Экипаж вертолёта Ми-8Т работал на той же частоте и должен был прослушивать эфир.
Экипаж вертолета Ми-8Т работал в качестве ретранслятора между экипажами и службой движения. А в период 4:05:16 - 04:06:08 был занят поиском нитки нефтепровода, которую идентифицировал за 10-11 секунд до столкновения.
Экипажу вертолета Ми-8 из-за воздействия солнечных лучей был существенно затруднен визуальный обзор в левой полусфере.
|
Выявленные при расследовании недостатки |
Принятое правлением Нефтеюганского ОАО решение (приказ № 653 от 08.12.04) о ликвидации аэропортовой деятельности аэродрома «Нефтеюганск» и переоборудовании его в вертодром, последующее неправомерное прекращение функционирования служб и средств ОВД на его территории, совмещение секторов УВД «Юг» и «Север» МДП «Сургут» в нарушение приказа начальника Сургутского РЦ УВД (№ 132 от 23.05.05) привело к снижению эффективности организации ОВД МДП «Сургут», что в условиях низкого уровня УКВ радиосвязи в этом районе и ложной информации экипажа вертолета Ми-8 о маршруте следования не позволило диспетчеру ОВД оценить взаимное расположение вертолетов Ми-8 и Ка-32 и предотвратить их опасное сближение.
Действующие в гражданской авиации правила полетов, Руководство по производству полетов авиакомпании «Нефтеюганский ОАО» не содержат четких указаний о необходимости специального декларирования полета с внешней подвеской с обозначением ее параметров, требований о докладах о диапазоне занимаемых высот при этом, что не позволяет службам ОВД и участникам воздушного движения объективно оценивать возможность расхождения бортов по высоте полета».
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Катастрофа явилась следствием сочетания следующих факторов:
- неудовлетворительная визуальная осмотрительность экипажа вертолета Ка-32, невыполнение указания диспетчера ОВД о занятии заданной высоты 250м, переход в снижение на конечном этапе полета до высоты 150 м (при общей длине троса внешней подвески вместе с перевозимым грузом -47 м), что предопределило столкновение вертолета Ми-8, следовавшего на высоте около 100м с системой внешней подвески вертолета Ка-32. Вылет вертолета Ка-32 с базового вертодрома «Нефтеюганск» был произведен без согласования с органами УВД (диспетчерская служба на вертодроме отсутствует), согласование с диспетчером МДП «Сургут» производилось уже в процессе полета в течение 1 -2 минут, что отвлекло внимание экипажа от функции визуального контроля обстановки в критической зоне. Диалог «экипаж-диспетчер» закончился за 7-8 секунд до столкновения.
- отсутствие радиоосмотрительности экипажа вертолета Ми-8, выполнявшего авиационные работы в районе, несогласованном с диспетчером ОВД, низкий уровень его визуальной осмотрительности, усложненный в последние 1-2 минуты полета воздействием солнечных лучей на обзор в левой полусфере кабины экипажа, что исключило возможность своевременного обнаружения опасности и предотвращения столкновения.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|