|
|
|
Катастрофа Ми-8Т 2-го Архангельского ОАО в пос. Варандей |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 11 марта 2006 г.
Время: 08:06
Страна: Россия
Место происшествия: Архангельская облость, НАО, пос. Варандей
Тип ВС: Ми-8Т
Регистрация ВС: RA-24485
Авиакомпания: 2-ой Архангельский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Вертолет перевозил родственников погибших в катастрофе Ан-24 RA-46489, которая произошла в пос. Варандей 16 марта 2005 г. Они должны были присутствовать на церемонии освящения часовни, построенной в память о погибших.
В процессе захода на посадку, который выполнялся над заснеженной, малоориентирной местностью в простых метеоусловиях, вертолет (по показаниям очевидцев) при незначительной поступательной скорости перешел на снижение с углом тангажа на пикирование до 40°. На удалении 1830 м от намеченного места посадки вертолет в столкнулся носовой частью фюзеляжа с земной поверхностью и опрокинулся на правый борт с курсом, обратным направлению полета.
В результате авиационного происшествия 1 пассажир погиб, все члены экипажа и 11 пассажиров получили травмы различной степени тяжести.
На вертолете разрушены носовая часть фюзеляжа, несущий и рулевой винты, хвостовая, килевая балки, хвостовой редуктор, подкос правой основной опоры шасси. Пожара на месте события не было.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
0 |
Пассажиры |
16 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-24485 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
1986 |
Заводской номер ВС |
98628927 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Чартерный пассажирский |
Авиакомпания |
2-ой Архангельский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Тобой |
Пункт назначения |
Варандей |
Начальный пункт маршрута |
Тобой |
Конечный пункт маршрута |
Варандей |
|
Подробные сведения
Описание развития аварийной ситуации |
До 08 час 05 мин полет проходил без отклонений. При этом КВС выдерживал скорость 120 км/час, сохранял высоту 180 – 190 м по Р = 760 мм.рт.ст. (истинная высота: 90 – 100 м по Р = 752мм рт. ст.). Режим работы двигателей соответствовал значению общего шага 3,5 – 4 град., при оборотах НВ 96-96,5%.
В 08 час 05 мин 16 сек 2-ой пилот доложил: «Удаление 2 и 2», что означает: удаление 2200 м.
В 08 час 05 мин 25 сек, на удалении около 2000 м от посадочной площадки, на самописце САРПП-12Д1М было зафиксировано уменьшение общего шага с 3,8 град. до 1,4 град, а через 3 сек. - увеличение угла тангажа с 2 град до 10,6 град.
Из-за большого угла тангажа началось интенсивное торможение скорости полета с расчетным темпом 6,2 км/час за 1 секунду. В таком режиме полет продолжался в течение 17 сек.
В результате торможения вертолета до скорости полета 40 км/час при снижении с вертикальной скоростью до 7 м/сек, в 08 час. 05 мин. 47 сек. вертолет попал в режим обтекания НВ типа «вихревое кольцо», характеризующийся существенным ухудшением управляемости вертолета, колебанием углов тангажа и крена, с последующим уменьшением скорости и увеличением вертикальной скорости снижения.
В 08 час 05 мин 57 сек на пленке САРПП-12Д1М отмечается увеличение общего шага со средним темпом около 0,4-0,5 град/сек, что привело к уменьшению вертикальной скорости до 4,5-5 м/сек. Вертолет в этот момент находился в режиме развития «вихревого кольца». Однако увеличение общего шага привело к перетяжелению НВ и падению оборотов несущего винта до 84%, что, как указывает комиссия по расследованию, неизбежно приводит к уменьшению тяги НВ и дальнейшему увеличению вертикальной скорости.
По данным САРПП-12Д1М в 08 час. 06 мин, угол тангажа увеличился с 3 град. на кабрирование до 13 град, а через 4 секунды началось интенсивное уменьшение угла тангажа со средней угловой скоростью около 4 град/сек.
К 08 час. 06 мин. 13 сек. угол тангажа достиг 28 град. на пикирование. Действия пилота органами управления в этот период характеризуются как некоординированные и чрезмерные.
В 08 час 06 мин 15 сек произошло столкновение вертолета с земной поверхностью.
|
Описание выявленных причин АП |
Комиссия по расследованию пришла к выводу, что «основным фактором, обусловившим возникновение и развитие аварийной ситуации, явилось необоснованно энергичное и некоординированное гашение скорости полета с уменьшением общего шага НВ (до 1,4 град по УШВ-1) при одновременном увеличении угла тангажа на кабрирование (до 10,6 град, а затем до 13 град)».
Анализ действий КВС показал, что преждевременное снижение вертолета могло быть следствием иллюзии восприятия КВС какого-либо ориентира в месте приземления, похожего на ориентир у посадочной площадки.
Желание затормозить до скорости подлета (перемещение у земли) и в этом режиме подойти к площадке нехарактерно для профессионального опытного пилота.
Для определения манеры пилотирования КВС были проанализированы 10 посадок, выполненные им на этом и других вертолетах. Анализ показал, что во всех случаях заходы выполнялись безопасно с координированными отклонениями органов управления, кроме одного из полетов в день АП (11.03.06 г.). В этом полете общий шаг был «сброшен» до 1,2 град, а угол тангажа увеличен до 7 град, в результате чего скорость полета снизилась до скорости менее 60 км/час. Этот маневр, как указывается в отчете комиссии, объясняется крутой глиссадой, но пилот своевременно увеличил общий шаг до 3,5-4 град и избежал попадания в зону «вихревого кольца».
Два похожих захода, один из которых закончился благополучно, а другой катастрофой, показывают, что 11.03.2006 г. КВС допустил две аналогичных ошибки в пилотировании.
Неустойчивая техника пилотирования в этот день может указывать на изменение психологического состояния, возможно, связанного с усталостью или с особенностью психики КВС.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной катастрофы вертолета явились ошибочные действия командира вертолета при заходе на посадку, проявившиеся в преждевременном и необоснованно энергичном торможении вертолета созданием тангажа до 10,6 град. и уменьшением общего шага несущего винта до 1,4 град, что привело к попаданию вертолета в режим «вихревого кольца» и, соответственно, к ухудшению его устойчивости и управляемости и недопустимому увеличению вертикальной скорости снижения.
Последующие несоразмерные и некоординированные действия командира вертолета органами управления в условиях дефицита высоты привели к столкновению вертолета с поверхностью земли
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|