|
|
|
Авария Ка-32С Ленинградского УГА в Ленинградской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 27 марта 1991 г.
Время: 15:24
Страна: СССР
Место происшествия: Ленинградская область, Тосненский район, близ дер. Бабино
Тип ВС: Ка-32С
Регистрация ВС: СССР-31023
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Ленинградское УГА, Мурманский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял полет к месту работ по маршруту Мурманск-Петрозаводск-Новгород-Великие Луки-Витебск-Могилев. На борту находились два авиатехника, багаж и служебный груз массой 440 кг. Взлет в Петрозаводске произведен в 13 часов 59 минут. Полет проходил на высоте 500 м со средней приборной скоростью 210-220 км/ч. Нижняя граница облаков составляла 600-800 м, видимость более 10 км. В 15 часов 23 минуты возникла нарастающая вибрация, а через 5-10 секунд экипажем был услышан хлопок с появлением шума в районе двигателей и редуктора. Управление взял на себя проверяющий. Появление тряски и шума экипаж связал с возможной аналогичной неисправностью, приведшей к катастрофе вертолета Ка-32 СССР-31026 17 августа 1990 г., и принял решение о выполнении вынужденной посадки на край заснеженного поля по курсу полета. В 15.23.14 вертолет был переведен на снижение. Экипаж уменьшил общий шаг и вертолет был переведен на режим самовращения несущих винтов. Вибрация несколько уменьшилась.
Снижение и заход на посадку выполнялись по приборам при попутно-боковом ветре справа до 5-6 м/с. Было решено выполнять посадку с пробегом, чтобы уменьшить нагрузку на конструкцию вертолета из опасений ее разрушения. На высоте 30 м при подготовке к приземлению проверяющий увидел овраг шириной 5-6 м, расположенный перпендикулярно курсу снижения. С целью его перелета были приняты меры к снижению темпа гашения поступательной скорости и увеличения общего шага несущих винтов до 5-6 градусов. Приземление произошло сразу за оврагом на удалении 15 м от его края с поступательной скоростью около 60 км/ч и углом тангажа на кабрирование 20 градусов. Поднявшийся снежный вихрь сильно ухудшил видимость и затруднил дальнейшие действия экипажа. На расстоянии 15 м от места приземления находилась асфальтированная автодорога. Экипаж предпринял действия для остановки вертолета на полотне дороги, но из-за малого расстояния до нее сделать этого не удалось. Вертолет пересек автодорогу под небольшим углом и левой основной стойкой шасси столкнулся с металлическим столбом дорожного знака. Вертолет развернуло к центру дороги. Правые колеса оказались на асфальте, а левые на грунтовой обочине дороги. Они стали проваливаться в мягкий песчаный грунт. Вертолет, сползая по откосу насыпи высотой 1,5-2 м, опрокинулся на левый борт и получил значительные повреждения.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
0 |
Пассажиры |
2 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
отказ техники, ошибка при техническом обслуживании |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ка-32С |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-31023 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1989 |
Заводской номер ВС |
6007 |
Наработка ВС (часы) |
797 |
Наработка ВС (циклы) |
734 |
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Ленинградское УГА, Мурманский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Петрозаводск |
Пункт назначения |
Новгород |
Начальный пункт маршрута |
Мурманск |
Конечный пункт маршрута |
Могилев |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила, что на одной из лопастей несущего винта в условиях эксплуатации проводился ремонт с заменой хвостовой секции №12. Склейка нижней обшивки с лонжероном была выполнена неудовлетворительно, что стало причиной ее отрыва в полете. Нарушение балансировки лопастей вызвало возникновение вибрации вертолета.
Факторы, оказавшие влияние на исход полета:
- появление тряски и постороннего шума в районе силовой установки
- позднее обнаружение препятствия (оврага) в расчетном месте посадки из-за свежего снежного покрова, скрадывающего рельеф местности, что привело к необходимости совершать посадку с избыточной поступательной скоростью 60 км/ч вместо 20-30 км/ч с последующим выкатыванием за пределы выбранного для посадки участка.
- отсутствие надежного контакта с земной поверхностью в связи с наличием снежного вихря. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной происшествия явилось выполнение экипажем вынужденной посадки в усложненных условиях (повышенной вибрации) на непригодную площадку. Необходимость в вынужденной посадке была вызвана появлением вибрации из-за разрушения хвостовой секции №12 лопасти нижнего несущего винта в результате ее некачественного восстановительного ремонта представителем Кумертауского АПО в условиях Мурманского ОАО.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|