Экипаж в составе командира вертолета, проверяющего - командира 70 летного отряда, бортмеханика, штурмана-стажера и проверяющего, старшего штурмана Мурманского ОАО, выполнял работы по перевозке опор ЛЭП-500 типа ПС220-7 массой 4300 кг на трассе ЛЭП к строящейся Нижне-Териберской ГЭС по заявке Мехколонны №27 (МК-27) треста Севзапэлектросетьстрой.
В 10:00 экипаж произвел взлет в а/п Мурманск и в 10:42 произвел посадку на посадочной площадке Териберка (105 км с азимутом 68° от а/п Мурманск), с которой должна была выполняться перевозка опор ЛЭП на трассу ее строительства. С 11:30 до 12:23, после организации работ, экипаж (без обоих штурманов, которых остались на посадочной площадке) производил облет трассы и перевозку грузов.
В 12:23 вертолет произвел посадку на п.п. Териберка для дозаправки. Штурман-стажер был взят на борт. Проверяющий штурман оставался на земле и в дальнейших полетах не участвовал. С 13:21 авиационные работы по транспортировке грузов на внешней подвеске были продолжены.
В 14:57 вертолет завис над очередной опорой ЛЭП массой 4300 кг. Полетный вес и центровка при этом соответствовали установленным нормам. Подготовка и строповка опоры для транспортировки осуществлялась представителями МК-27. Опора зацеплялась двумя подстропниками с обоих ее концов. Подстропники соединялись тросом, к которому присоединялся трос внешней подвески вертолета. Трос и подстропники подготовлены заказчиком.
После подцепки опоры к грузовому тросу внешней подвески вертолет стал перемещаться вертикально вверх. Из-за несимметричного расположения строповочных точек на опоре относительно ее центра тяжести первоначально стала подниматься задняя часть опоры. Одновременно по земле перемещался передний конец опоры (длина следа волочения переднего конца опоры составила 13,5 м). В момент отрыва переднего конца опоры от земли произошел обрыв передней ветви строповочного троса заказчика в месте его заделки в обжимную втулку. Вертолет продолжал перемещаться вертикально вверх. Трос натянулся и центральная петля строповочного троса заказчика оборвалась. Опора ЛЭП упала на землю, а освободившийся грузовой трос под действием сил упругости забросило вверх через заднюю полусферу в лопасти несущих винтов, которые разрушились и разлетелись в разных направлениях на расстояние до 420 м. Вертолет, потеряв управляемость и подъемную силу, с высоты 30 м упал с правым креном на лежащие на земле опоры ЛЭП, разрушился и сгорел. Экипаж погиб. Катастрофа произошла в 15:02 мск.
Комиссией установлены следующие серьезные нарушения, допущенные заказчиком:
- строповка последней опоры производилась за две точки одним тросом диаметром 13 мм, вместо предусмотренной проектом строповки за три точки тросом диаметром 19,5 мм. При этом установлено, что строповка трех ранее перевезенных опор осуществлялась в соответствии с требованиями «Технологии работ в электросетевом строительстве с применением вертолетов». В результате несоблюдения условий правильной строповки опоры угол между ветвями троса составил около 130° при допустимом не более 90°, что привело к возникновению недопустимых усилий в ветви троса;
- исследованием строповочного троса с подстропниками (локерами) заказчика установлено, что его запас прочности почти втрое меньше требуемого, что недопустимо для транспортировки опор ЛЭП массой 4300 кг на внешней подвеске вертолета Ка-32. Строповочные троса не имели свидетельства об их испытаниях согласно ГОСТу и маркировки с указанием грузоподъемности;
- двухзвеньевой строповочный трос заказчика выполнен с центральной общей петлей, а ее заделка и заделка петель на концах троса выполнены с помощью обжимных втулок, что противоречит требованиям «Технологии работ в электросетевом строительстве с применением вертолетов» (должна быть выполнена с применением коуша путем заплётки свободного конца троса).
Экипажу вертолета не представлялось возможным выявить нарушения, связанные со способом строповки последней опоры, так как полеты производились без посадки, непосредственно после перевозки предыдущих опор.
|