Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ка-32Т Ленинградского УГА в Мурманской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 июня 1987 г.
Время:  15:02
Страна:  СССР
Место происшествия:  Мурманская область, Кольский район, близ пос. Териберка
Тип ВС:  Ка-32Т
Регистрация ВС:  СССР-31004
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Ленинградское УГА, Мурманский ОАО
 


Описание
    Экипаж в составе командира вертолета, проверяющего - командира 70 летного отряда, бортмеханика, штурмана-стажера и проверяющего, старшего штурмана Мурманского ОАО, выполнял работы по перевозке опор ЛЭП-500 типа ПС220-7 массой 4300 кг на трассе ЛЭП к строящейся Нижне-Териберской ГЭС по заявке Мехколонны №27 (МК-27) треста Севзапэлектросетьстрой.
    В 10:00 экипаж произвел взлет в а/п Мурманск и в 10:42 произвел посадку на посадочной площадке Териберка (105 км с азимутом 68° от а/п Мурманск), с которой должна была выполняться перевозка опор ЛЭП на трассу ее строительства. С 11:30 до 12:23, после организации работ, экипаж (без обоих штурманов, которых остались на посадочной площадке) производил облет трассы и перевозку грузов.
    В 12:23 вертолет произвел посадку на п.п. Териберка для дозаправки. Штурман-стажер был взят на борт. Проверяющий штурман оставался на земле и в дальнейших полетах не участвовал. С 13:21 авиационные работы по транспортировке грузов на внешней подвеске были продолжены.
    В 14:57 вертолет завис над очередной опорой ЛЭП массой 4300 кг. Полетный вес и центровка при этом соответствовали установленным нормам. Подготовка и строповка опоры для транспортировки осуществлялась представителями МК-27. Опора зацеплялась двумя подстропниками с обоих ее концов. Подстропники соединялись тросом, к которому присоединялся трос внешней подвески вертолета. Трос и подстропники подготовлены заказчиком.
    После подцепки опоры к грузовому тросу внешней подвески вертолет стал перемещаться вертикально вверх. Из-за несимметричного расположения строповочных точек на опоре относительно ее центра тяжести первоначально стала подниматься задняя часть опоры. Одновременно по земле перемещался передний конец опоры (длина следа волочения переднего конца опоры составила 13,5 м). В момент отрыва переднего конца опоры от земли произошел обрыв передней ветви строповочного троса заказчика в месте его заделки в обжимную втулку. Вертолет продолжал перемещаться вертикально вверх. Трос натянулся и центральная петля строповочного троса заказчика оборвалась. Опора ЛЭП упала на землю, а освободившийся грузовой трос под действием сил упругости забросило вверх через заднюю полусферу в лопасти несущих винтов, которые разрушились и разлетелись в разных направлениях на расстояние до 420 м. Вертолет, потеряв управляемость и подъемную силу, с высоты 30 м упал с правым креном на лежащие на земле опоры ЛЭП, разрушился и сгорел. Экипаж погиб. Катастрофа произошла в 15:02 мск.
    Комиссией установлены следующие серьезные нарушения, допущенные заказчиком:
    - строповка последней опоры производилась за две точки одним тросом диаметром 13 мм, вместо предусмотренной проектом строповки за три точки тросом диаметром 19,5 мм. При этом установлено, что строповка трех ранее перевезенных опор осуществлялась в соответствии с требованиями «Технологии работ в электросетевом строительстве с применением вертолетов». В результате несоблюдения условий правильной строповки опоры угол между ветвями троса составил около 130° при допустимом не более 90°, что привело к возникновению недопустимых усилий в ветви троса;
    - исследованием строповочного троса с подстропниками (локерами) заказчика установлено, что его запас прочности почти втрое меньше требуемого, что недопустимо для транспортировки опор ЛЭП массой 4300 кг на внешней подвеске вертолета Ка-32. Строповочные троса не имели свидетельства об их испытаниях согласно ГОСТу и маркировки с указанием грузоподъемности;
    - двухзвеньевой строповочный трос заказчика выполнен с центральной общей петлей, а ее заделка и заделка петель на концах троса выполнены с помощью обжимных втулок, что противоречит требованиям «Технологии работ в электросетевом строительстве с применением вертолетов» (должна быть выполнена с применением коуша путем заплётки свободного конца троса).
    Экипажу вертолета не представлялось возможным выявить нарушения, связанные со способом строповки последней опоры, так как полеты производились без посадки, непосредственно после перевозки предыдущих опор.
   
   
   
   
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ка-32Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-31004
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 19.12.1986
Заводской номер ВС 5505
Наработка ВС (часы) 165
Наработка ВС (циклы) 349
Силовая установка 7087874503001 7087872603066


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Ленинградское УГА, Мурманский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Мурманск
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: катастрофическая ситуация возникла вследствие обрыва троса заказчика в момент подъема опоры ЛЭП типа ПС-220-7 и попадания грузового троса внешней подвески вертолета в его несущую систему.
    Обрыв троса произошел в результате нарушения заказчиком требований основных документов, регламентирующих организацию и порядок выполнения работ с применением вертолетов.
    Причинами разрушения строповочного троса заказчика являются:
    - применение троса диаметром 13,5 мм, что не обеспечивает расчетную разрушающую нагрузку в тросе при перевозке грузов весом до 5000 кг на внешней подвеске вертолета;
    - двухзвеньевая строповка груза вместо трехзвеньевой;
    - несимметричное расположение точек строповки на опоре относительно ее центра тяжести;
    - применение общей петли, соединяющей двухзвеньевой строповочный трос заказчика с серьгой троса внешней подвески вертолета;
    - заделка концов строповочного троса и петли с помощью обжимных втулок.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явились нарушения заказчиком требований нормативных документов, регламентирующих организацию и порядок выполнения работ при подготовке грузов для транспортировки на внешней подвеске вертолета.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.