Вертолет с экипажем из двух человек, имея на борту двух служебных пассажиров (сотрудников компании-заказчика) совершал плановый облет нефтесборных нефтепроводов Усть-Балыкского месторождения по маршруту пл. Пойковский – н.п. Каркотеево – Обь-Юганская – пл. Пойковский по договору с заказчиком РН «Юганскнефтегаз». В назначенное время (11:30 мск) на связь он не вышел.
Были организованы поиски, в тот же день место происшествия было обнаружено в мелколесье в пойме протоки реки Юганская Обь. Все находившиеся на борту погибли.
По показаниям очевидца, вертолет, выполняя полет на высоте около 150 м, вошел в разворот с увеличением крена и снижением. По заключению комиссии, столкновение вертолета с землей произошло с правым креном около 90°, опущенной вниз носовой частью фюзеляжа и траекторией снижения 30-35°. Столкновение с землей произошло с курсом, отличающимся от курса полета на 170°. Отказов материальной части вертолета до удара о землю не было. Значительные и резкие изменения положения ВС в путевом канале управления, а затем в поперечном, могут говорить о неадекватных действиях КВС. Учитывая его большой опыт летной работы, такие действия КВС могли стать следствием его частичной или полной потери работоспособности в полете. Вероятной причиной возможного снижения (или потери) работоспособности КВС (возраст: 52 года) могло быть возникшее у него в полете острое нарушение сердечной деятельности с частичной (или полной) потерей сознания.
По заключению судебно-медицинской скпертизы, при жизни КВС страдал хронической ишемической болезнью сердца, а также у него имелось сопутствующее заболевание, в виде артериальной гипертензии (утолщение и склерозирование почечных артерий). Морфологические изменения сердца (умеренный кардиосклероз, дистрофические изменения, нарушения гемоциркуляции миокарда в виде очагового коронороспазма) не исключают, возникновение патологических изменений сердца: снижению артериального давления, изменению сердечного ритма, сердечного приступа, болями в грудной клетке, потере сознания и т.д., незадолго или непосредственно перед происшествием.
Наиболее вероятным можно рассматривать следующий вариант возникновения и развития особой ситуации: внезапное ухудшение состояния здоровья пилота, который, продолжая удерживать ручку циклического шага правой рукой, начал «наваливаться» на нее телом вперед с некоторым смещением вправо, рефлекторно выставив для упора выпрямленную в коленом суставе правую ногу, в результате чего вертолет накренился вправо, перешел на снижение и столкнулся с землей.
Также установлено, что в 2008 г КВС проходил обследование в кабинете магнитно – ядерно – резонансной томографии (МРТ) Нефтеюганской городской больнице в связи с диагнозом: «Симптоматическая эпилепсия, сложные парциальные приступы». Информации о установленном у него заболевании КВС во ВЛЭК не предоставил. Таким образом, одной из возможных причин потери работоспособности КВС в полете мог также быть приступ эпилепсии.
|