|
|
|
Авария Ан-2Т а/к Илин на реке Уэль-Сиктях (Якутия) |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 24 июня 2007 г.
Время: 14:00
Страна: Россия
Место происшествия: Якутия, пос. площадка Уэль-Сиктях-1, 276 км от а/п Жиганск ( с азимутом 40 град.)
Тип ВС: Ан-2Т
Регистрация ВС: RA-81505
Авиакомпания: Илин
|
|
|
|
|
Описание |
21 июня экипаж доставил группу туристов из а/п Жиганск на посадочную площадку Уэль-Сиктях-1.
23 июня после прошедшей грозы, авиатехник произвел осмотр самолета и решил протереть стекла фонаря, которые стали грязными из-за пыли и дождя. Поскользнувшись на капоте, авиатехник упал на камни и повредил левую руку. Проводник группы туристов, имеющий медицинскую подготовку, осмотрев руку авиатехника, предположил перелом ключицы и определил, что необходима срочная медицинская помощь.
Экипаж принял решение доставить пострадавшего в Жиганск. При осмотре перед вылетом площадки было обнаружено, что вследствие прошедшей накануне грозы вода быстро поднимается, и уже затопила половину площадки. Учитывая срочность вылета и малую взлетную массу самолета, КВС принял решение произвести взлет (расчетная длина разбега - 110 м).
Взлетная масса ВС перед вылетом составляла 4145 кг, центровка - 21,3% САХ, что не выходило за допустимые пределы, установленные РЛЭ Ан-2.
Исполнительный старт был занят с максимальным использованием свободной от воды длины площадки с курсом 95 град.
В процессе разбега параметры работы двигателя были в норме. Отрыв самолета произошел на скорости 85 км/ч. В процессе выдерживания, на высоте 5-7 м, при скорости 95-100 км/ч, экипаж ощутил по звуку работы и падению скорости снижение мощности двигателя. Мощность двигателя и скорость продолжали падать, и проверяющий принял решение о посадке на косу реки, находящуюся в направлении взлета на противоположном берегу реки, но скоротечность потери высоты вынудила его произвести посадку на водную поверхность с парашютированием. При приводнении самолета на скорости, примерно, 65 км/ч произошел полный капот с разрушением фонаря кабины и отрывом подкосов двигателя.
Экипаж не пострадал, авиатехник получил незначительные телесные повреждения. Находившийся на берегу проводник группы туристов на лодке эвакуировал авиатехника и экипаж.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
0 |
Пассажиры |
1 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-81505 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
1984 |
Заводской номер ВС |
1G208-05 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Илин |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Жиганск |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Жиганск |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Проведя анализ всех обстоятельств авиационного происшествия, комиссия сделала следующие выводы о наиболее вероятном ходе развития события:
1. Взлет выполнялся при спешке, вследствие интенсивного подъема воды на реке (что уменьшало размеры площадки) и необходимости срочного вылета с целью доставки авиатехника в больницу для оказания квалифицированной медицинской помощи.
2. Фактическая располагаемая дистанция разбега при данных конкретных условиях составляла 242 метра.
3. С учетом малой прочности несвязанного и неуплотненного грунта, состоящего из неоднородной по размерам гальки, экипаж был вынужден использовать всю длину оставшейся свободной от воды площадки для выполнения разбега воздушного судна и достижения скорости отрыва.
4. Сразу после отрыва ВС попало в зону нисходящего потока над холодной водной поверхностью, и появилась тенденция к снижению самолета.
5. Экипаж для сохранения высоты полета был вынужден отклонением штурвала на себя увеличить угол атаки, что привело к уменьшению скорости, и это было воспринято экипажем, как падение мощности двигателя.
6. Стремление экипажа к производству вынужденной посадки на косу, находящейся на противоположной стороне реки, отклонением штурвала на себя, привело к выходу ВС на большие углы атаки, срабатыванию автоматических предкрылков и парашютированию.
7. Самолет с уменьшением скорости снизился, коснулся водной поверхности и скапотировал на удалении 71 м от конца площадки.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Авиационное происшествие, наиболее вероятно, стало следствием сочетания следующих факторов:
1. ошибочных действий экипажа в процессе взлета (что выразилось в интенсивном увеличении угла атаки при воздействии нисходящего потока воздуха, которое привело к уменьшению скорости самолета), ошибочному представлению о потере мощности двигателя и выходу самолета в режим парашютирования;
2. неправильной оценки экипажем состояния площадки - неуплотненного, несвязанного грунта с малой прочностью, покрытого неоднородной по размерам галькой, что увеличивало длину разбега самолета;
3. неучета экипажем воздействия нисходящих потоков над холодной водной поверхностью по курсу взлета.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
МАК |
|
|
|
|
|