|
|
|
Катастрофа Ту-104А Дальневосточного управления ГВФ близ Красноярска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 30 июня 1962 г.
Время: 16:53
Страна: СССР
Место происшествия: Красноярский край, близ села Вознесенка, Березовский район
Тип ВС: Ту-104А
Регистрация ВС: СССР-42370
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Дальневосточное территориальное управление ГВФ, 202 аорс
Рейс: 902
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 202 авиаотряда реактивных самолетов выполнял рейс №902 Хабаровск-Москва. На борту находилось 62 взрослых пассажира, 14 детей и 8 членов экипажа. Взлет в Иркутске (аэр. Белая) произведен в 15:53 мск. Эшелон полета был 9 000 м.
В 16:32 самолет вошел в РДС Красноярск. Фактическая погода в районе РДС Красноярск была следующей: облачность 7-9 баллов кучевая и высоко слоистая, высотая верхней границы 9 000 – 9 500 м с последующим понижением до 6 000 м. Опасных метеоусловий не наблюдалось.
В 16:50 экипаж доложил удаление 50 км от Красноярска, что подтвердилось наблюдением по обзорному радиолокатору. Затем на неоднократные вызовы экипаж не отвечал и только в 16:53 с борта взволнованным и отчаянным голосом на фоне необычного шума и грохота было передано: «Красноярск, 42…370, следите за мной, смотрите за мной…». Голос позднее был идентифицирован как голос второго пилота. На этом связь прекратилась.
Обломки самолета были обнаружены в 28 км восточнее аэропорта Красноярск в равнинной местности с небольшими участками леса восточнее села Вознесенка Березовского района. Самолет полностью разрушился, оставив воронку на опушке леса. Разброс обломков – 200 м.
Комиссия установила, что примерно через 1 минуту после доклада экипажа об удалении 50 км самолет перешел в режим, близкий к экстренному снижению. В дальнейшем самолет либо перешел в сваливание на высоте 7 000 м, либо продолжил разворот со снижением с прогрессирующим креном и перешел в сваливание на высоте 4 000 м. С высоты 7 000 м начиналась облачность. Самолет вышел из облаков на высоте 800 м с удалением от точки падения 3 км. В процессе падения отмечалось вращательное движение вокруг продольной оси. Примерный средний угол наклона траектории к горизонту – 15-20°. Столкновение с землей произошло в перевернутом положении под углом около 40° с небольшой поступательной скоростью с левым креном. Общее время падения составило 2,5 мин.
При исследовании трупов погибших пассажиров было установлено, что они получили прижизненные ожоги и травмы от огня и летевших со стороны распространения огня предметов. Наиболее сильные повреждения и ожоги у всех исследованных тел наблюдались с левой стороны и были получены в положении сидя.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
8 |
8 |
Пассажиры |
76 |
76 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
нестандартные причины |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ту-104А |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-42370 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
22.12.1958 |
Заводской номер ВС |
86601301 |
Наработка ВС (часы) |
3726 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
А 1112105 А 1032190 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
902 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Дальневосточное территориальное управление ГВФ, 202 аорс |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Иркутск |
Пункт назначения |
Омск (Центральный) |
Начальный пункт маршрута |
Хабаровск (Новый) |
Конечный пункт маршрута |
Москва (Внуково) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Гражданская комиссия, не имевшая доступ к материалам, составлявшим военную тайну, на этом прекратила свою работу, сделав следующий вывод:
Причина катастрофы – сваливание в кучевой облачности в процессе экстренного снижения или при выводе из него и потеря пространственной ориентировки в сложной обстановке, что при низкой облачности не дало возможности вывести самолет. Причиной экстренного снижения мог, предположительно, явиться пожар или какое-либо другое происшествие в пассажирской кабине.
Из неофициальных источников известно, что на месте катастрофы был обнаружен фрагмент обшивки левого борта фюзеляжа, находившийся в районе 20-го шпангоута. В данном фрагменте имелось отверстие диаметром около 20 см. Внутренняя сторона обшивки обгорела и имела механические повреждения. Одна из частей ПВО, дислоцировавшаяся в районе Маганска, проводила учебные пуски зенитных ракет. Одна из ракет, потеряв в условиях прохождения через грозовой фронт свою цель, перенацелилась на гражданский самолет и поразила его в левый борт. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|