|
|
|
Катастрофа Ан-32П АНТК им Антонова в Испании |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 06 июля 1994 г.
Страна: Испания
Место происшествия: горы Сьерра-Мариола
Тип ВС: Ан-32П
Регистрация ВС: UR-48018
Авиакомпания: АНТК им Антонова
|
|
|
|
|
Описание |
28 июня три самолета Ан-32П - два основных UR-48018 и UR-48004 и один резервный UR-48093, принадлежащие АНТК им Антонова. под управлением экипажей летчиков-испытателей АНТК вылетели с а/д Гостомель в Португалию (а/д Сейя) для работ по тушению лесных пожаров в горной местности. В качестве вторых пилотов были задействованы четыре португальских летчика, которые прошли в АНТК теоретический курс (в течение месяца) и практический курс летной подготовки (в течение 10 дней) на самолете Ан-32П, включая отработку сброса воды, и получили сертификаты, позволяющие выполнение задач тушения лесных пожаров.
В комплексе с полетами по тушению лесных пожаров в горной местности предполагалось выполнение программы эксплуатационных испытаний по определению нагрузок на элементы конструкции в типовых профилях полета в реальных условиях. Для этого один самолет был оборудован системой бортовых измерений с рабочим местом экспериментатора.
5 июля два Ан-32П UR-48018 и UR-48093, по межправительственному соглашению между португальской и испанской сторонами, перелетели с а/д Сейя в а/п Валенсия с целью оказания помощи в тушении пожаров в смежной зоне между провинциями Валенсия и Аликанте.
В день происшествия было выполнено 10 заходов на один и тот же очаг пожара в зоне Сьете Агуас (35-40 км западнее а/п Валенсия). Данный полет был 11-ый, но первый в тот день заход на новую точку в более отдаленные районы в направлении Бокайрент-Баньерес (85-90 км южнее а/п Валенсия) с интенсивными лесными пожарами и сложным рельефом местности. Взлет произведен в 18:29 UTC. На борту, кроме летчиков и штурмана, находились бортоператор, ведущий инженер летных испытаний и начальник службы технической эксплуатации. Наведение на точку осуществлялось с испанского вертолета сопровождения. Заход выполнялся против солнца в направлении на гору. Из-за позднего сброса воды самолет не успел выполнить маневр ухода и столкнулся с вершиной горы, примерно 10 м ниже наивысшей точки и полностью разрушился. Весь экипаж, кроме начальника службы технической эксплуатации, погиб. Выживший член экипажа находился в пилотской кабине, не пристегнутый ремнем, и был выброшен из нее при ударе, получив серьезные ожоги и многочисленные травмы.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
6 |
5 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
выполнение авиаработ |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-32П |
Регистрационный номер (id) ВС |
UR-48018 |
Государство регистрации ВС |
Украина |
Дата выпуска ВС |
1983 |
Заводской номер ВС |
003 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Другие авиаработы |
Авиакомпания |
АНТК им Антонова |
Государство регистрации авиакомпании |
Украина |
Пункт вылета |
Валенсия |
Пункт назначения |
Валенсия |
Начальный пункт маршрута |
Валенсия |
Конечный пункт маршрута |
Валенсия |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссией установлено:
Действующий экипаж состоял из командира ВС и штурмана, которые были украинцы, а также из португальского второго пилота. Кроме того, на борту находились три человека, тоже украинцы, являющиеся дополнительным экипажем.
КВС разговаривал со вторым пилотом на английском языке, с остальными членами экипажа на русском.
Второй пилот, в свою очередь, разговаривал по радио на смешанном языке, на испанском и португальском, с пилотом вертолета наведения и на португальском со вторым пилотом другого самолета Ан-32- напарника.
В этих условиях является естественным, что имело место некоторое замешательство внутри самолета и трудное восприятие информации, поступающей извне. Это объясняет возбужденное состояние командира ВС, который за 2 минуты до столкновения попросил всех замолчать.
С другой стороны, до авиационного происшествия самолет-напарник выполнил сброс воды с недостаточной эффективностью, это привело к профессиональному соперничеству между двумя командирами ВС, в результате чего самолет UR-48018 выполнял полет очень низко, прижимаясь к земле, и без достаточного уровня безопасности, который позволил бы перелететь наиболее высокую точку рельефа местности.
ВС выполняло полет с перегрузкой по весу. Превышение веса (по расчету комиссии) на момент авиационного происшествия составило 1190 кг относительно максимально допустимого взлетного веса.
Имели место серьезные проблемы в координации действий между собой двух однотипных самолетов, а также с вертолетом наведения. В течение полета внутри самолета взаимопонимание было довольно сложным и атмосфера была очень напряженная. Самолет-партнер выполнил сброс воды с недостаточной эффективностью, в результате чего разбившийся самолет попытался сделать это лучше.
Воздушное судно выполнило маневр, пролетая очень близко к земле, на высоте ниже уровня самой высокой вершины этой гористой местности.
В последние 8 секунд полета самолет на скорости менее 180 км/ч подвергался воздействию имевшей место в этой зоне турбулентности, что привело к появлению признаков срыва потока с поверхностей крыла. В течение этого промежутка времени командир ВС увеличил угол тангажа самолета с целью попытки перелететь наиболее высокую точку рельефа местности. Приборная скорость уменьшилась, достигнув скорости сваливания 140 км/час для этой конфигурации. Это привело к сваливанию самолета на правое полукрыло, опусканию носовой части фюзеляжа и столкновению с горой.
Самолет свалился по причине уменьшения скорости ниже допустимой для имевшей место конфигурации.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
АП произошло по причине сваливания самолета, когда выполнялся полет на сброс воды на лесной пожар, при подходе к наиболее высокой вершине в зоне пожара на высоте ниже этой вершины, реализуя маневр, с целью ее пролета. На самолете выполнялся полет с перегрузкой по весу, при этом сброс воды не был сделан практически до момента столкновения с землей. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|