|
|
|
Авария Ил-62М Домодедовского ПО в а/п Якутск |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 01 июля 1990 г.
Время: 00:19
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Якутск
Тип ВС: Ил-62М
Регистрация ВС: СССР-86456
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Домодедовское ПО
|
|
|
|
|
Описание |
Взлет в а/п Домодедово произведен в 12:37 мск. На борту находилось 99 пассажиров, в том числе 5 детей.
После приземления самолета в а/п Якутск в 18:19 мск, по команде КВС "Реверс" бортинженер ошибочно перевел РУР из положения "обратная тяга" в положение "прямая тяга" и увеличил режим работы двигателей № 1 и № 4 практически до взлетного, вследствие чего выход спойлеров заблокировался на углах около 15°, а самолет начал увеличивать скорость движения. Допущенную бортинженером ошибку экипаж не распознал, на отсутствие тормозного эффекта после ряда непоследовательных суматошных действий отреагировал применением аварийного торможения и запоздалым уменьшением режима работы двигателей № 1 и № 4 с последующим попарным выключением всех двигателей. На момент выключения всех двигателей скорость составляла 265-270 км/ч, до выходного торца ВПП оставалось 655 м, примерно в это время разрушились все внешние авиашины колес основных опор шасси вследствие нарушения экипажем требований РЛЭ по использованию аварийной системы торможения (ручка аварийного торможения была перемещена до упора на скорости более 270 км/ч). На скорости 200 км/ч самолет выкатился на грунт и через 397 м, столкнувшись вне пределов КПБ с препятствиями, разрушился. 1 пассажир и 1 член экипажа получили тяжелые ранения, 3 пассажира и 1 член экипажа – легкие ранения. Общая длина пробега составила более 3300 м.
На самолете разрушены все три опоры шасси, фюзеляж имеет разломы в трех местах между 10-12, 30-36 и 69-71 шпангоутами. Разрушенные и отделившиеся элементы конструкции самолета находятся в секторе от 50° до 250° на удалении 6-20 м от киля.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
10 |
0 |
Пассажиры |
99 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
посадка или пробег |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-62М |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-86456 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1976 |
Заводской номер ВС |
2623717 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Домодедовское ПО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Москва (Домодедово) |
Пункт назначения |
Якутск |
Начальный пункт маршрута |
Москва (Домодедово) |
Конечный пункт маршрута |
Якутск |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Авиационное происшествие с самолетом Ил-62М №86456 явилось следствием следующих отклонений в действиях экипажа:
- ошибки бортинженера при управлении двигателями и спойлерами в процессе посадки, приведшие к непреднамеренному и неожиданному включению прямой взлетной тяги 1 и 4 двигателей вместо обратной, что привело к разгону самолета после посадки, заблокировало выпуск спойлеров и снизило эффективность применения основной тормозной системы;
- неорганизованность экипажа, при локализации последствий ошибочных действий бортинженера.
Указанные отклонения в действиях экипажа вызваны сочетанием следующих факторов:
1. Большая речевая загрузка экипажа при выполнении посадки, регламентированная действующей "Инструкцией о взаимодействии и технологией работы членов экипажа самолета Ил-62М, Ил-62 " от 12.02.82.
2. Недостаточные профессиональные навыки у бортинженера по управлению РУР и РУД при включении реверса и несработанность КВС и бортинженера.
3. Невыполнение командно-летным составом Домодедовского ПО рекомендаций СССР от 24.08.87 по формированию экипажей с учетом психофизиологической и социально-психологической совместимости, а также указания МГА СССР от 16.05.88 № 310/7 в части отработки действии экипажа в особых случаях полета в аэродромных условиях.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|