|
|
|
Катастрофа Boeing 707 а/к Баку Эйр в районе Баку |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 30 ноября 1995 г.
Время: 19:10
Страна: Азербайджан
Место происшествия: 9 км северо-западнее а/п Баку (Бина)
Тип ВС: Boeing 707-323C
Регистрация ВС: 4K-401
Авиакомпания: Баку Эйр
|
|
|
|
|
Описание |
Самолет Boeing 707-323C, принадлежащий компании ALG/CARGO JET LLC (США), был передан в лизинг частной авиакомпании «Баку Эйр». Экипаж самолета в составе 6 человек (из авиакомпании "Азалавиа" Госконцерна "Азербайджан Хава Йоллары") выполнял грузовой рейс по маршруту Урумчи (Китай) – Баку по перевозке около 29 тонн ткани. Пассажиров на борту не было. После взлета и уборки шасси включилась световая сигнализация "створка" и "шасси", свидетельствующая о незакрытии створок и неуборке стойки шасси. После повторного цикла выпуска-уборки шасси ситуация повторилась. Экипаж принял решение продолжать полет до своего базового аэропорта Баку, имея на борту не менее 40 тонн топлива.
Полет выполнялся на высотах 8600-9600 м и приборной скорости 480 км/час. При подходе к Баку экипаж произвел выпуск шасси, при этом не загорелась сигнализация выпущенного положения левой основной стойки шасси. После повторного цикла уборки-выпуска левая стойка шасси вновь не встала на замок выпущенного положения. Попытка выпустить стойку при помощи механической системы не удалась.
Для уточнения положения левой стойки экипаж принял решение выполнить контрольный проход над ВПП с осмотром шасси с земли. После прохода на малой высоте над ВПП экипаж начал уходить на второй круг и приступил к набору высоты и левому развороту для выхода на схему захода на посадку с обратным курсом. При выполнении маневра ухода самолет в левом крене начал терять высоту и скорость. Командиру удалось выровнять крен и произвести приземление самолета на заболоченном участке земли в 9 км северо-западнее КТА аэродрома Баку-Бина (район н.п. Маштага). Перед посадкой самолет столкнулся с осветительными мачтами на автомобильном мосту. При движении по земле произошло полное разрушение и возгорание самолета. В результате авиационного происшествия погибло 2 члена экипажа (бортинженер и механик по наземному обслуживанию). Катастрофа произошла в 19:10 местного времени.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
6 |
2 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
уход на второй круг |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Boeing 707-323C |
Регистрационный номер (id) ВС |
4K-401 |
Государство регистрации ВС |
Азербайджан |
Дата выпуска ВС |
1967 |
Заводской номер ВС |
19584/663 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
Баку Эйр |
Государство регистрации авиакомпании |
Азербайджан |
Пункт вылета |
Урумчи |
Пункт назначения |
Баку (Бина) |
Начальный пункт маршрута |
Урумчи |
Конечный пункт маршрута |
Баку (Бина) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
По заключению комиссии, катастрофа самолета В-707 произошла в результате самопроизвольного уменьшения мощности двигателей из-за ухудшения подачи топлива в процессе маневра ухода на второй круг, что привело к необходимости выполнения вынужденной посадки перед собой, ночью, на местности, не обеспечивающей безопасного приземления. Возникновение и развитие аварийной ситуации обусловлено сочетанием следующих факторов:
1. Нарушение в работе системы уборки-выпуска шасси и решение экипажа производить полет до Баку, что после взлета в Урумчи привело к полету с неубранной левой стойкой шасси и существенному перерасходу топлива, а в процессе снижения для захода на посадку в Баку проявилось в непостановке левой стойки шасси на замок выпущенного положения и вызвало необходимость производить пролет над аэропортом с уходом на второй круг и повторным заходом на посадку при наличии ограниченного количества топлива.
2. Недостоверность показаний индикаторов топливомеров, завышавших фактическое количество топлива, не позволившая экипажу иметь точную информацию о располагаемом количестве топлива, предотвратить полную выработку топлива из бака №1 и применить рекомендации РЛЭ для полетов с малым остатком, в части ограничения угла тангажа и ускорений при уходе на 2-й круг.
3. Особенности конструкции и функционирования топливной системы самолета B-707-323С, содержащиеся в бюллетене фирмы Боинг №80.1 от 01.08.80 и не нашедшие отражения в действующем в авиакомпании "Азалавиа" Руководстве по летной эксплуатации (бюллетень не был представлен в авиакомпанию). Незнание этих особенностей не позволило экипажу в аварийной ситуации выбрать оптимальный режим пилотирования в процессе ухода на второй круг с ограниченным количеством топлива и своевременно распознать нарушение в работе топливной системы.
Проявлению этих факторов в данном полете способствовал недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолета со стороны компаний эксплуатанта"Баку Эйр" и лизингодателя "ALG Inc".
Причину нарушения работы системы уборки-выпуска шасси установить не представилось возможным из-за воздействия на основные агрегаты системы ударных нагрузок и высокой температуры при пожаре.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|