В день происшествия КВС (зам. директора компании по летной работе) получил заявку на выполнение полета по санзаданию с п.п. Кучаны – п.п Даровской и обратно. После получения заявки он проанализировал прогнозы погоды и уточнил наличие корректива к действующему прогнозу у дежурного синоптика Кировского АМСГ.
Взяв на борт трех медработников (врача и двух фельдшеров), пилот в 15:20 местного времени произвел взлет и в 15:57 прибыл на п.п. Даровской. Медработники убыли в районную больницу пгт Даровской. КВС ожидал их возвращения на посадочной площадке.
В 16:04 КВС по средствам сотовой связи уточнил у дежурного синоптика Кировского АМСГ наличие корректива к прогнозу погоды (изменения в прогнозе погоды отсутствовали).
После возвращения медработников КВС разместил их в вертолете и в 17:46 (в ночных условиях) произвел взлет с ИК=250°. Взлетная масса и центровка вертолета не выходили за установленные ограничения. После взлета КВС приступил к выполнению разворота влево в направлении п.п. Кучаны. Через 1 минуту на высоте около 100 м и скорости около 100 км/ч пилот вывел вертолет на истинный курс около 160° при заданном курсе 113°. После вывода вертолета из разворота в течение около 20 секунд выполнялся прямолинейный полет с увеличением скорости до 160 км/ч с набором высоты 180 м и уменьшением вертикальной скорости. В дальнейшем зафиксировано снижение вертолета с одновременным разворотом вправо.
Около 17:48, через 30 секунд после перевода вертолета на снижение с ИК=260°, произошло столкновение ВС с кронами деревьев лесного массива высотой 11 м. Затем вертолет столкнулся с землей на расстоянии 72 м от места первого удара о кроны деревьев, разрушился и загорелся. КВС и пассажиры погибли.
Катастрофа произошла на удалении 2,6 км с Аи=189° от п.п. Даровской и в 500 м южнее н.п. Белеенки Даровского района Кировской области.
Согласно данным зонального прогноза погоды, в период с 15:00 до 21:00 по району полета прогнозировалась облачность с нижней границей 400 м над уровнем земли с умеренным обледенением выше уровня замерзания, что позволяло выполнять полет по ПВП под нижней границей облачности. В то же время по району отмечалась кучево-дождевая облачность с выпадением слабых ливневых осадков, а также облачность слоистых форм с выпадением осадков в виде мороси. В нижнем приземном слое (от 100 до 400 м) значения температуры воздуха стали ниже 0°, что свидетельствует о наличии условий для обледенения воздушного судна не только в облаках, но и в выпадающих из них осадках.
Корректив к указанному прогнозу погоды в части, касающейся наличия по району кучево-дождевой облачности, а также температуры воздуха по высотам и высоты уровня замерзания (изотерма 0 ºС), Кировским АМСГ не выпускался. КВС сведений о наличии условий обледенения под облаками из-за наличия осадков не имел и принял решение о выполнении полета в соответствии с заданием, под облаками.
Во время стоянки ВС на п.п. Даровской в течение около полутора часов периодически отмечались слабые осадки в виде мороси с понижением температуры воздуха с +3°С до 1,9°С и увеличением относительной влажности до 97%.
При наличии этих факторов, способствующих обледенению двигателей на земле, КВС принял решение на выполнение полета. Согласно требованиям РЛЭ, противообледенительная система двигателей должна в данных условиях быть включена на земле после их запуска. В момент столкновения с землей ПОС двигателей была включена. Время ее включения установить не представилось возможным.
После запуска двигателей до момента взлета прошло не менее 5 минут. Согласно утвержденному Росавиацией в 2010 году бюллетеню, ПОС Ми-2 эксплуатируется без автоматического сигнализатора обледенения РИО-3(А) по причине с окончания назначенного срока службы и прекращением его производства. В связи с этим КВС информацией об обледенении двигателей не владел.
Таким образом, особая ситуация возникла в период выполнения запуска двигателей, когда были созданы условия для обледенения стоек входных направляющих аппаратов, рабочих лопаток и лопаток спрямляющего аппарата первых ступеней компрессоров двигателей. Особая ситуация характеризовалась скоротечностью развития и была обусловлена отсутствием у КВС информации о наличии по району кучево-дождевой облачности, достоверных сведений о температуре воздуха по высотам, а также отсутствием информации об обледенении входных устройств двигателей после их запуска. Согласно объяснениям очевидцев, после взлета они услышали хлопок с одновременной вспышкой и пропаданием звука работы двигателей вертолета. Наиболее вероятно, это было обусловлено обледенением их входной части, приведшим к возникновению вибраций двигателей вследствие несимметричного образования и сброса льда с рабочих лопаток компрессора.
В процессе набора высоты на 30-40 сек. полета на высоте 60-80 м вертолет пересек нулевую изотерму (переход от положительных температур воздуха к отрицательным). В результате полета в условиях отрицательных температур воздуха и осадков были созданы условия для обледенения не только входных устройств двигателей, но и других элементов конструкции вертолета.
Через 1 мин. 14 сек. полета на высоте около 180 м и при скорости 150 км/ч произошло самовыключение правого двигателя вследствие нарушения его газодинамической устойчивости из-за обледенения стоек ВНА, рабочих лопаток и лопаток спрямляющего аппарата первых ступеней компрессора. Наиболее вероятно, это произошло из-за несвоевременного включения пилотом ПОС.
Вертолет перешел в снижение с вертикальной скоростью около 4 м/с и правым разворотом с ИК=161° до ИК=181°.
Через 15 секунд после выключения правого двигателя произошло самовыключение левого двигателя также вследствие нарушения его газодинамической устойчивости из-за обледенения его входного устройства.
Дефицит высоты и скоротечность развития особой ситуации не позволили КВС подобрать площадку и безопасно выполнить вынужденную посадку. Через 10 секунд после выключения второго двигателя вертолет с ИК=260° и правым креном около 20° столкнулся с деревьями и землей.
|