Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 а/к Вяткаавиа в Даровском районе Кировской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 октября 2024 г.
Время:  17:48
Страна:  Россия
Место происшествия:  Кировская область, Даровской район, район дер. Белеенки
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  RA-15758
Авиакомпания:  Вяткаавиа
 


Описание
    В день происшествия КВС (зам. директора компании по летной работе) получил заявку на выполнение полета по санзаданию с п.п. Кучаны – п.п Даровской и обратно. После получения заявки он проанализировал прогнозы погоды и уточнил наличие корректива к действующему прогнозу у дежурного синоптика Кировского АМСГ.
    Взяв на борт трех медработников (врача и двух фельдшеров), пилот в 15:20 местного времени произвел взлет и в 15:57 прибыл на п.п. Даровской. Медработники убыли в районную больницу пгт Даровской. КВС ожидал их возвращения на посадочной площадке.
    В 16:04 КВС по средствам сотовой связи уточнил у дежурного синоптика Кировского АМСГ наличие корректива к прогнозу погоды (изменения в прогнозе погоды отсутствовали).
    После возвращения медработников КВС разместил их в вертолете и в 17:46 (в ночных условиях) произвел взлет с ИК=250°. Взлетная масса и центровка вертолета не выходили за установленные ограничения. После взлета КВС приступил к выполнению разворота влево в направлении п.п. Кучаны. Через 1 минуту на высоте около 100 м и скорости около 100 км/ч пилот вывел вертолет на истинный курс около 160° при заданном курсе 113°. После вывода вертолета из разворота в течение около 20 секунд выполнялся прямолинейный полет с увеличением скорости до 160 км/ч с набором высоты 180 м и уменьшением вертикальной скорости. В дальнейшем зафиксировано снижение вертолета с одновременным разворотом вправо.
    Около 17:48, через 30 секунд после перевода вертолета на снижение с ИК=260°, произошло столкновение ВС с кронами деревьев лесного массива высотой 11 м. Затем вертолет столкнулся с землей на расстоянии 72 м от места первого удара о кроны деревьев, разрушился и загорелся. КВС и пассажиры погибли.
    Катастрофа произошла на удалении 2,6 км с Аи=189° от п.п. Даровской и в 500 м южнее н.п. Белеенки Даровского района Кировской области.
    Согласно данным зонального прогноза погоды, в период с 15:00 до 21:00 по району полета прогнозировалась облачность с нижней границей 400 м над уровнем земли с умеренным обледенением выше уровня замерзания, что позволяло выполнять полет по ПВП под нижней границей облачности. В то же время по району отмечалась кучево-дождевая облачность с выпадением слабых ливневых осадков, а также облачность слоистых форм с выпадением осадков в виде мороси. В нижнем приземном слое (от 100 до 400 м) значения температуры воздуха стали ниже 0°, что свидетельствует о наличии условий для обледенения воздушного судна не только в облаках, но и в выпадающих из них осадках.
    Корректив к указанному прогнозу погоды в части, касающейся наличия по району кучево-дождевой облачности, а также температуры воздуха по высотам и высоты уровня замерзания (изотерма 0 ºС), Кировским АМСГ не выпускался. КВС сведений о наличии условий обледенения под облаками из-за наличия осадков не имел и принял решение о выполнении полета в соответствии с заданием, под облаками.
    Во время стоянки ВС на п.п. Даровской в течение около полутора часов периодически отмечались слабые осадки в виде мороси с понижением температуры воздуха с +3°С до 1,9°С и увеличением относительной влажности до 97%.
    При наличии этих факторов, способствующих обледенению двигателей на земле, КВС принял решение на выполнение полета. Согласно требованиям РЛЭ, противообледенительная система двигателей должна в данных условиях быть включена на земле после их запуска. В момент столкновения с землей ПОС двигателей была включена. Время ее включения установить не представилось возможным.
    После запуска двигателей до момента взлета прошло не менее 5 минут. Согласно утвержденному Росавиацией в 2010 году бюллетеню, ПОС Ми-2 эксплуатируется без автоматического сигнализатора обледенения РИО-3(А) по причине с окончания назначенного срока службы и прекращением его производства. В связи с этим КВС информацией об обледенении двигателей не владел.
    Таким образом, особая ситуация возникла в период выполнения запуска двигателей, когда были созданы условия для обледенения стоек входных направляющих аппаратов, рабочих лопаток и лопаток спрямляющего аппарата первых ступеней компрессоров двигателей. Особая ситуация характеризовалась скоротечностью развития и была обусловлена отсутствием у КВС информации о наличии по району кучево-дождевой облачности, достоверных сведений о температуре воздуха по высотам, а также отсутствием информации об обледенении входных устройств двигателей после их запуска. Согласно объяснениям очевидцев, после взлета они услышали хлопок с одновременной вспышкой и пропаданием звука работы двигателей вертолета. Наиболее вероятно, это было обусловлено обледенением их входной части, приведшим к возникновению вибраций двигателей вследствие несимметричного образования и сброса льда с рабочих лопаток компрессора.
    В процессе набора высоты на 30-40 сек. полета на высоте 60-80 м вертолет пересек нулевую изотерму (переход от положительных температур воздуха к отрицательным). В результате полета в условиях отрицательных температур воздуха и осадков были созданы условия для обледенения не только входных устройств двигателей, но и других элементов конструкции вертолета.
    Через 1 мин. 14 сек. полета на высоте около 180 м и при скорости 150 км/ч произошло самовыключение правого двигателя вследствие нарушения его газодинамической устойчивости из-за обледенения стоек ВНА, рабочих лопаток и лопаток спрямляющего аппарата первых ступеней компрессора. Наиболее вероятно, это произошло из-за несвоевременного включения пилотом ПОС.
    Вертолет перешел в снижение с вертикальной скоростью около 4 м/с и правым разворотом с ИК=161° до ИК=181°.
    Через 15 секунд после выключения правого двигателя произошло самовыключение левого двигателя также вследствие нарушения его газодинамической устойчивости из-за обледенения его входного устройства.
    Дефицит высоты и скоротечность развития особой ситуации не позволили КВС подобрать площадку и безопасно выполнить вынужденную посадку. Через 10 секунд после выключения второго двигателя вертолет с ИК=260° и правым креном около 20° столкнулся с деревьями и землей.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/d9c/30bvf5m3702c7023z3wamdpcy8iuczsv/report_ra-15758.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-15758
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 24.04.1987
Заводской номер ВС 5410202037
Наработка ВС (часы) 2952
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 481662130 481673041


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Вяткаавиа
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие с вертолетом Ми-2 RA-15758 произошло при выполнении полета ночью по ПВП вследствие последовательного отказа двух двигателей из-за их обледенения.
    Способствующими факторами30 явились:
    - принятие решения КВС на выполнение полета при наличии условий для обледенения двигателей;
    - демонтаж с вертолета сигнализатора обледенения РИО-3(А);
    - несвоевременное включение КВС противообледенительной системы.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Фото: МЧС России
Источники информации


Фотографии

  






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2025, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.