Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Якутского УГА в Томпонском районе
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 августа 1990 г.
Время:  10:58
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, Томпонский район, 143 км северо-восточнее а/п Хандыга
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-24148
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутское УГА, Маганский ОАО
 


Описание
    17 августа 1990 г. из а/п Хандыга по заявке Томпонского отделения Якутской базы лесоавиаохраны планировалось выполнение лесопатрульного полета на вертолете Ми-8 № 24148. Экипаж прошел предполетную подготовку для выполнения полета по маршруту Теплый ключ (а/п Хандыга) - район Тополиного (квадраты 220-223, 243, 244 и 263) - п.Теплый ключ. Прогноз погоды т.Тополиное, как предполагаемого пункта посадки, командиром вертолета не запрашивался.
    В состав экипажа был включен летнаб Томпонекого отделения лесоавиаохраны (в нарушение п.3.6.7 НПП ГА-85 участия в предполетной подготовке не принимал).
    В 02:10 мск экипаж произвел взлет в а/п Хандыга в направлении п.Тополиное, где в 03:00 произвел посадку, не предусмотренную заданием.
    После посадки на площадку Тополиное, вопреки договоренности о выполнении лесопатрульного полета, летнаб передал вертолет в распоряжение совхоза "Томпонский" с заявками базы лесоавиаохраны, что не было предусмотрено предварительным планом полета и не соответствует договору между Маганским ОАО и Якутской базой лесоавиаохраны. Администрацией совхоза была организована загрузка вертолета 600 кг груза для оленеводческих стойбищ, а также посадка 8 пассажиров (из них 2 детей). В 03:58 мск экипаж произвел взлет с площадки Тополиное. В 04:01 через пролетавший борт Л-410 экипажем была передана на КДП а/п Хандыга информация о взлете и следовании вертолета в пункт посадки расположенный на удалении 130 км от Тополиного с азимутом 105°.
    Таким образом, экипаж в нарушение п. 10.1.23 НПП ГА-85 самовольно принял решение об изменении задания о выполнении не связанных с производственной деятельностью работ непосредственного заказчика.
    В нарушение п.3.6.8 НПП ГА-85 экипаж не выполнил оценку метеоусловий по району пункта следования, находящегося в квадрате 245. Метеоусловия в данном квадрате (как и п.Тополиное) не отмечались в бланке АВ-5, представленном в соответствии с заявкой (через АДП) АМСГ а/п Хандыга, экипаж не уточнил метеоусловия по маршруту и предполагаемому пункту посадки и при вылете с п.Тополиное.
    Самовольное принятие решения КВС об изменении плана полета, пунктов посадки и характера задания без соответствующей подготовки свидетельствует не только о недисциплинированности экипажа, но и о крайне неудовлетворительной организации подобных полетов при полной бесконтрольности работы экипажей и деятельности заказчика.
    При взлете с п.Тополиное масса вертолета (10925 кг) и центровка (160 мм) не превышали установленные пределы, количество топлива составляло 2850 л.
    Прогноз погоды но районам, прилегающим к району цели полета, предусматривал: ветер у земли 340° - 8м/с, видимость - 10 км, ливневый дождь, кучево-дождевая облачность 6 баллов, нижняя кромка - 1600 м.
    На основании анализа аэросиноптического материала, в 05:00 мск фактическая погода на месте происшествия была следующая: ветер у земли 280° - 6 м/с, на высоте 2000 м - 300° - 30 км/ч, видимость - 10 км., слабый ливневой снег, облачность - 8 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая, нижняя кромка - 1500 м, температура у земли + 2°С, горы закрыты.
    Анализ синоптической ситуации и особенностей подстилающей поверхности позволяет сделать вывод о том, что высота облачности над рекой Томпо от Тополиного до середины маршрута полета была 1800-2000 м, в дальнейшем - с тенденцией понижения. Экипаж доложил после взлета из Тополиного об истинной высоте полета 300 м. Однако анализ записи БУР-1, переговоров, зафиксированных MC-6I, метеоусловий района посадки и по маршруту полета позволил установить, что полет выполнялся на высоте, значительно меньшей безопасной (от 150 до 50 м истинной), в нарушение п.5.4.3 НПП ГА-85.
    В полете через 30 минут после взлета экипаж встретил метеоусловия ниже установленных требований, обеспечивающих безопасность полета в горных условиях.
    В нарушение п.7.5.5 НПП ГА-85 экипаж не прекратил выполнение задания, не принял мер по возврату на точку вылета, а продолжал полет в крайне сложной метеорологической обстановке. Переговоры экипажа, зафиксированные MC-61, свидетельствуют о безрассудстве
    командира ВС, упорно продолжавшего полет, периодически полностью теряя ориентировку в сложной местности при значительных ухудшениях видимости, осадках в виде дождя и снега.
    На 58 минуте полета, за 2 минуты до столкновения, КВС направил вертолет в горный распадок, рассчитывая через него выйти непосредственно к точке посадки. Экипаж определил тенденцию повышения рельефа (распадок повышался к перевалу, упираясь в него). КВС перевел вертолет в набор высоты, на высоте 1500 м вошел в облачность и продолжил полет вверх по распадку при отсутствии видимости. Вероятно, пытаясь выйти из распадка, КВС выполнил 2,5 круга правым разворотом с набором высоты. За 5 секунд до столкновения КВС, увидев землю, взял на себя до упора ручку общего и циклического шага, что привело к перетяжелению НВ (падение оборотов НВ ниже 89%) и потере высоты.
    Столкновение вертолета со склоном горы произошло в 04:58 мск в верховьях реки Кумбарин (63°42’ СШ, 138°55’ ВД) на высоте 1820 м (высота перевала 1865 м) хвостовой частью. В момент удара скорость вертолета была близка к 0, тангаж, составлял 50°, правый крен - 30°. Вертолет опрокинулся на правый борт и, беспорядочно двигаясь вниз по каменистому склону, полностью разрушился и сгорел.
    В процессе движения вертолета произошло разрушение топливных баков и воспламенение разлитого керосина в результате попадания его на горячие части работающих двигателей и короткого замыкания электропроводки, основная часть планера полностью сгорела. Все члены экипажа и пассажиры погибли.
    Изучение технического состояния элементов конструкции агрегатов и деталей систем, приборов и изделий оборудования вертолета, анализ записи параметров полета самописца БУР-1, а также характер разброса элементов конструкции вертолета при столкновении со склоном горы позволили установить работоспособность силовой установки, систем управления и энергоснабжения вертолета до момента столкновения его с землей. Приборное оборудование до конца полета обеспечивало нормальное пилотирование вертолета в сложных условиях.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 8 8
На земле   0
Всего погибших 11


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-24148
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 98941625
Заводской номер ВС 1989
Наработка ВС (часы) 1765
Наработка ВС (циклы) 1802
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутское УГА, Маганский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Теплый Ключ
Конечный пункт маршрута Теплый Ключ


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Катастрофа вертолета Ми-8 № 24148 произошла вследствие столкновения его со склоном горы при полете в сложных метеоусловиях и обусловлена сочетанием следующих факторов:
    - самовольным принятием командиром ВС решения об изменении задания, вылета с т.Тополиное в район, не предусмотренный заданием, без соответствующей предполетной подготовки, в том числе без оценки метеоусловий по маршруту полета и месту посадки;
    - решением экипажа продолжать полет при попадании в неудовлетворительные метеоусловия, нарушение при этом безопасной высоты полета;
    - потерей экипажей ориентировки на последнем этапе полета, попаданием в облачность при попытке перелета через горный перевал и запоздалой попыткой КВС избежать столкновения со склоном горы в условиях ограниченной возможности для маневра.
    Принятие КВС самовольного решения об изменении задания без соответствующей предполетной подготовки обусловлено в свою очередь неудовлетворительной организацией данного полета в части передачи вертолета другому заказчику в процессе выполнения задания, отсутствия должного контроля работы экипажа и деятельности заказчика.
   
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.