Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8Т Колпашевского ГАП в верховьях реки Васюган
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  22 октября 1994 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Томская область, Каргасокский район, верховья реки Васюган, южнее н.п. Новый Васюган
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-22752
Авиакомпания:  Колпашевское авиапредприятие
 


Описание
    Выполнялся транспортно-связной полет по заявке заказчика по маршруту вне трассы н.п. Новый Васюган - точка в верховьях р. Васюган. На борту находилось 4 члена экипажа, 3 пассажира, 13 охотничьих собак и груз весом 1000 кг. Часть груза относилась к категории "опасный" (бензин, порох, патроны).
    Площадка высадки размером 100 x 150 м представляла собой вырубку леса, покрытую спиленными деревьями, пнями и окруженную деревьями высотой 35 м. Площадка была не пригодна для посадки вертолета. При попытке экипажа выполнить посадку вертолет сместился вперед-вправо на 61 м, столкнулся с землей и разрушился. Экипаж и пассажиры не пострадали.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 0
Пассажиры 3 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-22752
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1983
Заводской номер ВС 98311317
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Колпашевское авиапредприятие
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Новый Васюган
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Новый Васюган
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено: После осмотра площадки экипаж приступил к снижению. По заявлению экипажа, до высоты 20 м особенностей в управлении ВС не отмечалось. При зависании на 10 м вертолет начал незначительно самопроизвольно снижаться. При дальнейшем снижении экипаж отметил смещение вертолета вперед-вправо и вращение влево вокруг вертикальной оси. В процессе этих эволюций наблюдалось колебание по высоте с амплитудой 2-3 м. На управляющие действия экипажа ВС не реагировало.
    По заключению комиссии, после снижения вертолета ниже деревьев влияние встречного ветра стало ослабевать, вертолет попал в "аэродинамическую тень". Расчеты показали, что предельная посадочная масса для висения вне зоны влияния земли составляет 11900-12300 кг. Для штилевых условий она равна 11420 кг. Таким образом, при снижении в зону "аэродинамической тени" предельная тяга НВ уменьшается на 480-880 кг. Для данных условий фактическая масса была около 11600 кг и превышала предельно допустимую на 200 кг. По мере снижения дефицит тяги и, соответственно, вертикальная скорость снижения увеличивалась. Пытаясь парировать снижение, экипаж увеличил общий шаг НВ. Это привело к уменьшению оборотов НВ с 91% до 85% (кратковременно до 80%) и разбалансировке крутящего и реактивного моментов. Таким образом, на заключительном этапе полета движение вертолета происходило с потерей оборотов НВ ниже допустимых значений, что привело к неуправляемому вращению и приземлению с повышенной вертикальной скоростью.
   
Выявленные при расследовании недостатки     В процессе расследования выявлены нарушения в организации и выполнении полета:
    - перевозка охотников СТ "Вахта", не являющегося структурным подразделением заказчика (п.24 приложения к приказу МГА №185 от 27.08.85);
    - отсутствие в договоре между Колпашевским ГАП и заказчиком перечня опасных грузов (п. 3.16 типового договора, приложения 1 и приказа МГА №185 от 27.08.85);
    - посадка охотников производилась, минуя службу перевозок. Груз не взвешивался, тара не соответствовала требованиям по перевозке легковоспламеняющихся жидкостей воздушным транспортом. Заправка бочек бензином осуществлялась с нарушением Инструкции по перевозке опасных грузов на работах ПАНХ №26.6.8-833;
    - после загрузки экипаж не пришвартовал груз (п. 7.20 РЛЭ Ми-8);
    - диспетчер КДП а/п Новый Васюган разрешил полет вертолета вне трассы, не потребовав от экипажа схему полета.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.