|
|
|
Авария Ми-8Т Колпашевского ГАП в верховьях реки Васюган |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 22 октября 1994 г.
Страна: Россия
Место происшествия: Томская область, Каргасокский район, верховья реки Васюган, южнее н.п. Новый Васюган
Тип ВС: Ми-8Т
Регистрация ВС: RA-22752
Авиакомпания: Колпашевское авиапредприятие
|
|
|
|
|
Описание |
Выполнялся транспортно-связной полет по заявке заказчика по маршруту вне трассы н.п. Новый Васюган - точка в верховьях р. Васюган. На борту находилось 4 члена экипажа, 3 пассажира, 13 охотничьих собак и груз весом 1000 кг. Часть груза относилась к категории "опасный" (бензин, порох, патроны).
Площадка высадки размером 100 x 150 м представляла собой вырубку леса, покрытую спиленными деревьями, пнями и окруженную деревьями высотой 35 м. Площадка была не пригодна для посадки вертолета. При попытке экипажа выполнить посадку вертолет сместился вперед-вправо на 61 м, столкнулся с землей и разрушился. Экипаж и пассажиры не пострадали.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
0 |
Пассажиры |
3 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-22752 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
1983 |
Заводской номер ВС |
98311317 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Колпашевское авиапредприятие |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Новый Васюган |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Новый Васюган |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено: После осмотра площадки экипаж приступил к снижению. По заявлению экипажа, до высоты 20 м особенностей в управлении ВС не отмечалось. При зависании на 10 м вертолет начал незначительно самопроизвольно снижаться. При дальнейшем снижении экипаж отметил смещение вертолета вперед-вправо и вращение влево вокруг вертикальной оси. В процессе этих эволюций наблюдалось колебание по высоте с амплитудой 2-3 м. На управляющие действия экипажа ВС не реагировало.
По заключению комиссии, после снижения вертолета ниже деревьев влияние встречного ветра стало ослабевать, вертолет попал в "аэродинамическую тень". Расчеты показали, что предельная посадочная масса для висения вне зоны влияния земли составляет 11900-12300 кг. Для штилевых условий она равна 11420 кг. Таким образом, при снижении в зону "аэродинамической тени" предельная тяга НВ уменьшается на 480-880 кг. Для данных условий фактическая масса была около 11600 кг и превышала предельно допустимую на 200 кг. По мере снижения дефицит тяги и, соответственно, вертикальная скорость снижения увеличивалась. Пытаясь парировать снижение, экипаж увеличил общий шаг НВ. Это привело к уменьшению оборотов НВ с 91% до 85% (кратковременно до 80%) и разбалансировке крутящего и реактивного моментов. Таким образом, на заключительном этапе полета движение вертолета происходило с потерей оборотов НВ ниже допустимых значений, что привело к неуправляемому вращению и приземлению с повышенной вертикальной скоростью.
|
Выявленные при расследовании недостатки |
В процессе расследования выявлены нарушения в организации и выполнении полета:
- перевозка охотников СТ "Вахта", не являющегося структурным подразделением заказчика (п.24 приложения к приказу МГА №185 от 27.08.85);
- отсутствие в договоре между Колпашевским ГАП и заказчиком перечня опасных грузов (п. 3.16 типового договора, приложения 1 и приказа МГА №185 от 27.08.85);
- посадка охотников производилась, минуя службу перевозок. Груз не взвешивался, тара не соответствовала требованиям по перевозке легковоспламеняющихся жидкостей воздушным транспортом. Заправка бочек бензином осуществлялась с нарушением Инструкции по перевозке опасных грузов на работах ПАНХ №26.6.8-833;
- после загрузки экипаж не пришвартовал груз (п. 7.20 РЛЭ Ми-8);
- диспетчер КДП а/п Новый Васюган разрешил полет вертолета вне трассы, не потребовав от экипажа схему полета.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|