 |
 |
 |
Авария Ан-26-100 а/к ЮТэйр в районе а/п Утренний |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: авария
Дата: 14 июня 2024 г.
Время: 15:39
Страна: Россия
Место происшествия: Тюменская область, ЯНАО, Тазовский район, район а/п Утренний
Тип ВС: Ан-26-100
Регистрация ВС: RA-26662
Авиакомпания: ЮТэйр
Рейс: ЮЭ-9706
|
|
|
 |
|
Описание |
Экипаж выполнял нерегулярные пассажирские рейсы ЮЭ-9705 и ЮЭ-9706 по маршруту Утренний – Сабетта – Утренний. Прибыв в а/п Сабетта, экипаж начал подготовку к обратному рейсу из а/п Сабетта в открытый в 2021 году а/п Утренний, расположенный в тундре на Гыданском полуострове. После изучения фактических метеоусловий и прогноза погоды на аэродромах вылета, посадки, запасных аэродромах и по маршруту полета, КВС принял решение на вылет. Перед взлетом на борту ВС находились 36 взрослых пассажиров, вес багажа составлял 535 кг, груза и почты не было. Взлетная масса и центровка не выходили за установленные пределы.
В течение всего полета активное пилотирование выполнял КВС. Взлет был произведен в 15:15. В 15:17 штурман вышел на связь с диспетчером-информатором а/п Утренний, который передал на борт фактическую погоду в аэропорту – ветер 190° 8 м/с, видимость 3600 м, дымка, облачность значительная высотой 80 м. Указанная погода была ниже установленного минимума аэродрома для захода на посадку по VOR по высоте облачности.
Полет по маршруту выполнялся на эшелоне 1200 м. В 15:21 экипаж приступил к предпосадочной подготовке. Заход на посадку планировалось выполнять по приборам, с использованием всенаправленного азимутального радиомаяка VOR и дальномерного оборудования на ВПП 19. Согласно РПП авиакомпании, метеоминимум при использовании радиомаячной дальномерной и азимутальной системы (VOR/DME) для ВПП 19 составляет: минимальная абсолютная высота снижения 160 м (минимальная относительная высота снижения – 100 м), минимальная горизонтальная видимость 1500 м.
В дальнейшем экипаж установил связь с диспетчером-информатором а/д Утренний и установил на высотомерах давление аэродрома 754 мм рт.ст. Задатчик опасной высоты радиовысотомера был установлен на 60 м.
Произведя третий и четвертый развороты согласно установленной схемы, ВС в 15:34 было выведено на посадочный курс, о чем штурман доложил диспетчеру-информатору. Диспетчер передал на борт информацию о фактической погоде в районе аэродрома: ветер у земли 190° 7 м/с, видимость 2000 м, дымка, облачность значительная с высотой нижней границы 90 м.
Закрылки были выпущены в положение 30°. КВС в 15:35:28 приступил к снижению на посадочном курсе. На удалении 10 км штурман проинформировал: «На курсе, скорость 220». В процессе дальнейшего снижения он подавал команды о внесении поправок для выдерживания посадочного курса и установленной глиссады снижения. Второй пилот контролировал положение ВС по высоте.
По показаниям второго пилота, с высоты 80 м самолет стал уходить слегка под глиссаду. В 15:38:34 на высоте 75 м штурман доложил: «Оценка», КВС проинформировал: «Наблюдаю полосу». В 15:38:37 на высоте 70 м штурман доложил пролет высоты принятия решения 100 м. КВС дал команду: «Садимся». Через 6 секунд, на высоте 60 м, штурман доложил: «Удаление 2, скорость 220».
Самолет продолжал снижаться ниже глиссады. Бортмеханик по команде КВС уменьшал режим работы двигателей, что привело к снижению приборной скорости полета.
В 15:39:03 на высоте 10 м и удалении 1350 м от входного порога ВПП 19 штурман доложил: «20 (метров), скорость 200». Второй пилот в этот момент обратился к КВС: «Скорость 200 км/ч, мала» и показал ему, где полоса (впереди – метров 700).
В 15:39:11 на удалении около1000 м от входного порога ВПП 19 КВС подал команду: «Не понял. Взлетный!». Второй пилот продублировал: «Взлетный!», бортмеханик подтвердил: «Взлетный, взлетный!». Штурман проинформировал: «Скорость!».
В 15:39:15 на приборной скорости 165 км/ч РУД были переведены в положение взлетного режима, РВ был отклонен на кабрирование на угол около 20°. Приборная скорость начала интенсивно падать. Самолет в этот момент пролетал азимутально-дальномерный радиомаяк VOR/DME. Через 2 секунды самолет на удалении 960 м до входного порога ВПП 19, на приборной скорости 120 км/ч, левой основной опорой шасси задел снежный бруствер на краю расчищенной площадки вокруг радиомаяка и дороги с искусственным покрытием от радиомаяка к аэродрому, ось которой совпадает с продолжением оси ВПП. Поверхность дороги была свободна от снега и визуально выделялась на фоне окружающей заснеженной местности. После этого произошла посадка на заснеженную земную поверхность и ров для отвода воды на левом краю дороги. Перегрузка при посадке составила 2,2g. Одновременно произошло столкновение левой консоли крыла со снежным бруствером. ОЧК левой консоли при этом отделилась. При дальнейшем движении по земле самолет развернулся влево на 95° и остановился поперек рва на удалении 865 м до входного торца ВПП 19. Фюзеляж разломился надвое, место разлома находится между пилотской кабиной и центропланом. После остановки самолета и выключения двигателей пассажиры эвакуировались через образовавшийся разлом, так как аварийные выходы оказались заблокированы. Второй пилот получил серьезные телесные повреждения, КВС и один пассажир получили легкие телесные повреждения. Остальные пассажиры и члены экипажа невредимы. Пожара не было.
Фактическая погода на 15:45 (по сигналу «Тревога») была: ветер у земли 190° 8 м/с, видимость 1800 м, дымка, облачность значительная с высотой нижней границы 70 м, температура воздуха +1°С, давление QNH 1012 гПа, давление QFE 754 мм рт. ст.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
0 |
Пассажиры |
36 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-26-100 |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-26662 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
14.05.1979 |
Заводской номер ВС |
8101 |
Наработка ВС (часы) |
38913 |
Наработка ВС (циклы) |
18124 |
Силовая установка |
Н482ВТ126 Н474ВТ095 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
ЮЭ-9706 |
Категория рейса |
Чартерный пассажирский |
Авиакомпания |
ЮТэйр |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Сабетта |
Пункт назначения |
Утренний |
Начальный пункт маршрута |
Сабетта |
Конечный пункт маршрута |
Утренний |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила, что после получения в 15:17 информации о несоответствии погоды на аэродроме назначения установленному минимуму КВС возможность ухода на запасные аэродромы не обсуждал и погоду на них не запрашивал. В дальнейшем, получив после разворота на посадочный курс данные о погоде, которая оставалась ниже минимума аэродрома, КВС продолжал заход на посадку. Не дожидаясь команды штурмана о пролете точки входа в глиссаду, КВС перевел самолет на снижение раньше на 1,7 км. дальнейшем заход на посадку проходил ниже установленной глиссады снижения. Заход на посадку не был стабилизирован по критериям, установленным РПП авиакомпании. КВС был обязан принять решение об уходе на второй круг. Остальные члены экипажа не выполняли свои обязанности согласно требованиям Инструкции и технологии взаимодействия членов летного экипажа в части контроля за положением ВС относительно глиссады и информировании КВС о несоответствии параметров захода на посадку установленным.
При достижении минимальной относительной высоты снижения 100 м и отсутствии на этой высоте визуального обнаружения ВПП или связанных с ней наземных ориентиров КВС самолет в горизонтальный полет не перевел, а продолжал снижение. На высоте 75 м (через 55 м после пролета установленной Инструкцией для этого доклада высоты), штурман доложил «Оценка». КВС проинформировал «Наблюдаю полосу», а затем дал команду «Садимся», ошибочно приняв автомобильную дорогу, ведущую к маяку VOR/DME и находящуюся в створе ВПП, за входной порог ВПП 19. ВС находилось в этот момент на удалении около 2350 м от него. Только после того, как второй пилот показал КВС, где полоса, последний с высоты 10 м и на удалении около 1000 м до входного порога ВПП 19 подал команду об уходе на второй круг. Взятие штурвала на себя привело к интенсивному уменьшению скорости. Через две секунды после перевода РУД двигателей на взлетный режим произошло столкновение со снежным бруствером с дальнейшим грубым приземлением с недолетом до ВПП.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Авиационное происшествие с самолетом Ан-26-100 RA-26662 произошло днем, при заходе на посадку в метеоусловиях, ниже установленного эксплуатационного минимума аэродрома, в результате приземления ВС на удалении около 955 м до входного порога ВПП и столкновения со снежным бруствером.
Способствующими факторами явились:
– принятие КВС решения на продолжение полета на аэродром назначения и выполнение захода на посадку при наличии информации о метеоусловиях на аэродроме назначения ниже установленного эксплуатационного минимума аэродрома;
– невыдерживание экипажем параметров полета, соответствующих критериям стабилизированного захода на посадку, а также невыполнение действий по уходу на второй круг при их несоответствии;
– снижение ниже установленной минимальной высоты (MDA/H) при недостаточном визуальном контакте с наземными ориентирами для принятия решения на посадку;
– ошибка КВС (экипажа) в распознании ВПП и ее ориентиров;
– нарушения во взаимодействии, а также недостаточное управление КВС ресурсами экипажа.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|