Экипаж выполнял задание по перевозке вахтовиков Омолонской золоторудной компании по маршруту Омсукчан – п.п Невенрекан – п.п. Сопка Кварцевая - Омсукчан. При взлете в 10:35 местного времени с посадочной площадки рудника Сопка Кварцевая на борту находилось 17 вахтовиков и 350 кг их багажа. Расчетная взлетная масса вертолета составляла 10472 кг и не превышала максимально допустимого значения, установленного в РЛЭ (12000 кг). Центровка находилась в допустимом диапазоне. В момент взлета были сложные метеоусловия с осадками в виде мокрого снега.
Через 2 минуты после взлета, набрав высоту 1000 м по стандартному давлению (истинная высота 450 м), вертолет попал в условия обледенения. В последующие две минуты он находился в горизонтальном полете на данной высоте. Приборная скорость уменьшилась со 100…130 км/ ч до 95 км/ч. Экипаж отметил обледенение воздухозаборников двигателей и лопастей НВ, принял решение перевести вертолет на снижение и в 10:40:20 начал снижение. В 10:42:13 была включена ПОС правого двигателя, а в 10:43:23 ПОС левого двигателя. Через 2 секунды после включения ПОС левого двигателя, на барометрической высоте 670 м (истинная около 100 м) и скорости 120 км/ч, произошло самовыключение левого двигателя. Частота вращения НВ уменьшилась до 80%. Режим работы правого двигателя был штатно увеличен системой автоматического управления и контроля.
В 10:43:50 вертолет снизился до барометрической высоты 430 м (истинная высота 50 м), приборная скорость увеличилась до 140 км/ч, обороты НВ – 82%. Одновременно КВС дал команду бортмеханику запустить отказавший двигатель: «Ты попробуй раз…это…запустить его сейчас. Давай запускай». Бортмеханик ответил: «Правому запуск». Второй пилот ответил: «Давай». После этого произошло выключение правого двигателя.
В 10:43:56 КВС воскликнул: «(нцв), всё выключил» и дал команду «Ну (нцв) выводим!». Через 3 секунды после выключения правого двигателя общий шаг несущего винта был увеличен до 11,5°. Частота вращения НВ уменьшилась до 60%. На истинной высоте 40 м угол тангажа изменился с 3° на пикирование на 2° на кабрирование. Далее за 4 секунды происходило интенсивное увеличение тангажа на кабрирование до 20°, уменьшение ОШ НВ до 6,3°, уменьшение частоты вращения НВ до 46%.
В 10:44:00 вертолет грубо приземлился на местности с глубиной снежного покрова более 1 м с опережением на хвостовую балку, опрокинулся на правый борт и на втулку несущего винта. Пожара не было. Бортмеханик погиб, КВС, второй пилот и 8 пассажиров получили серьезные ранения, 9 пассажиров получили ушибы.
Катастрофа произошла на удалении 13 км северо-восточнее п.п. Сопка Кварцевая (75 км от а/п Северо-Эвенск).
При осмотре ВС на месте АП были обнаружены наросты льда на хвостовой балке, воздухозаборниках двигателей, остеклении, датчике приемника температуры «П-1», датчике сигнализации льда ДСЛ-40Т, сетке кока вентилятора.
В период с 1992 г по настоящее время с вертолётами Ми-8 произошло несколько авиационных происшествий, в которых одним из факторов явилось самовыключение двигателей ТВ2-117А из-за недостаточной устойчивости к попаданию в проточную часть льда или снега. Основной причиной самовыключения двигателя является попадание во входной канал воды в виде льда или снега с обогреваемых стенок воздухозаборников и поверхностей деталей входных каналов двигателей, а также с необогреваемой поверхности фюзеляжа и с лопастей несущего винта. Сделанные разработчиком двигателей рекомендации по повышению надежности работы двигателей и их систем в сложных метеоусловиях к настоящему времени не внедрены.
|