Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария ТР-301 а/к Стрижавиа в районе Полярного, Чукотский АО
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  10 ноября 2023 г.
Время:  12:42
Страна:  Россия
Место происшествия:  Чукотский АО, Иультинский район, 15 км юго-западнее Полярного
Тип ВС:  ТР-301
Регистрация ВС:  RA-84566
Авиакомпания:  Стрижавиа
 


Описание
    Самолет ТР-301 (конвертированный из биплана в моноплан серийный Ан-2) выполнял транспортно-связной рейс по перевозке 150 кг груза (продукты питания - овощи, сигареты, запасные части для техники) из а/п Певек на посадочную площадку Полярный базы артели старателей "Полярная".
    КВС перед полетом получил метеоконсультацию в АМСГ аэродрома Певек. В период с 09:00 до 15:00 по сектору 6 зоны ответственности МДП Мыс Шмидта, в котором находится пункт посадки, прогнозировались следующие метеорологические условия: видимость у поверхности земли 1500 м, снег, метель, видимость местами 400 м сильный ливневой снег, горы закрыты в 6 секторе. Облачность значительная с нижней границей 500 м и верхней границей 1600 м, маскированные кучево-дождевые облака с нижней границей 600 м и верхней границей 4000 м. Вдоль побережья, над морем и в низинах значительная облачность с нижней границей 100 м и верхней границей 400 м.
    Ознакомившись с прогнозом погоды, КВС принял решение на выполнение полета по ПВП и произвел взлет в 10:39 местного времени. Полет по маршруту он выполнял на высотах 2200 – 2400 м при заявленной высоте 1800 м по QNH, чтобы не цеплять верхний край облачности и оставаться в условиях ПВП. Это являлось нарушением требований ФАП-128, разрешающем полет по ПВП над облаками при прогнозируемой видимости на аэродроме назначения не менее 5000 м, облачности не более 2-х октанов и отсутствии тумана и ливневых осадков.
    В 12:17 КВС установил связь с диспетчером МДП Шмидт-Район и доложил о полете на высоте 2400 м на Полярный и расчетном времени посадки в 12:50. Через 3,5 минуты он на удалении 65 км от п.п. Полярный выполнил отворот от активированной в его ПК линии заданного пути вправо, в направлении контрольной точки MELER трассы МВЛ KD211.
    В 12:25:46, на удалении 56,5 км от п.п. Полярный, КВС перевел самолет на снижение с высоты 2300 м с вертикальной скоростью около 2 м/с и доложил об этом диспетчеру МДП. Пройдя в 12:31 на высоте 1600 м контрольную точку MELER, он выполнил разворот в направлении путевой точки WP4 (координаты которой соответствуют координатам п.п. Полярный). На высоте 600 м КВС не пробил облачность и продолжил снижение, которое он прекратил в 12:38:40 на высоте около 450 м, на удалении 21 км до п.п. Полярный. Выйдя из облачности, КВС продолжил полет по ПВП к пункту назначения вдоль распадка реки. В дальнейшем, на удалении около 16 км от п.п. Полярный, самолет попал в снежный заряд с резким ухудшением видимости (до 500 м и менее) и турбулентностью. Не приняв мер для обхода зоны опасных метеоявлений или для возврата на аэродром вылета, потеряв контакт с наземными ориентирами, КВС перевел самолет в набор высоты прежним курсом полета с вертикальной скоростью не более 1 м/с и продолжил полет по ПВП в направлении пункта назначения.
    В 12:42:09 самолет с МК=110° и с путевой скоростью 150 км/ч на высоте 430 м столкнулся с заснеженным склоном горы Купол (высота 849 м) на удалении 15 км юго-западнее п.п. Полярный. После удара он продвинулся на расстояние 51 м и частично разрушился. Пожара не было.
    КВС получил тяжелые ранения, один пассажир получил легкие ранения, другой пассажир невредим. Пострадавшие были эвакуированы вертолетами в медучреждения спустя несколько часов после происшествия.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 0
Пассажиры 2 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/f30/48rie68gut6lang9etrjy118rkflakv2/report_ra-84566.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ТР-301
Регистрационный номер (id) ВС RA-84566
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 01.10.2021 (29.09.1980)
Заводской номер ВС ТР301.21.004 (1G189-33)
Наработка ВС (часы) 345
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка К16077236


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Стрижавиа
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Певек
Пункт назначения Полярный
Начальный пункт маршрута Певек
Конечный пункт маршрута Полярный


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие с самолетом ТР-301 RA-84566 (столкновение ВС со склоном горы) произошло в горной местности днем, в метеорологических условиях, не обеспечивающих возможность выполнения полета по ПВП, в результате потери КВС визуального контакта с земной поверхностью.
    Способствующими факторами явились:
    - принятие КВС решения на выполнение полета при прогнозируемых метеорологических условиях по маршруту полета и в месте посадки, не обеспечивающих возможность выполнения полета по ПВП (в условиях ливневых осадков);
    - непринятие КВС мер для обхода опасной зоны при возникновении в полете признаков приближения к зоне опасных метеорологических явлений;
    - выполнение полета с нарушением эксплуатационных ограничений самолета в условиях, не обеспечивающих возможность выполнения полета по ПВП;
    - непринятие КВС своевременного решения о возврате на аэродром вылета, о полете на запасной аэродром при ухудшении метеоусловий до значений, ниже установленных для ПВП.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.