 |
 |
 |
Катастрофа Ми-8 Якутского УГА близ Олёкминска |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 16 августа 1980 г.
Время: 21:02
Страна: СССР
Место происшествия: Якутская АССР, близ Олёкминска
Тип ВС: Ми-8
Регистрация ВС: СССР-22529
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Якутское УГА, Мирнинский ОАО
|
|
|
 |
|
Описание |
Экипаж базировался в аэропорту Олекминск с целью выполнения лесоавиационных работ по тушению пожаров.
В день происшествия экипаж в 04:40 мск произвел взлет из аэропорта Олекминск для выполнения лесоавиационных работ, имея при этом на борту заправку в количестве 2 180 кг. Выполнив работы по заявке заказчика, экипаж в 08:20 произвел посадку в аэропорту вылета с остатком топлива 125л (97кг). Продолжительность этого полета составила 3 часа 35 минут. С целью скрытия факта малого остатка топлива и допущенного нарушения требований НПП-ГА-78 п. 5.15.3, экипаж выписал требование на 2 450 литров, фактическая заправка составила 2 650 литров (что подтверждается показаниями авиатехников и расчетами полета).
В 09:23 экипаж произвел повторный вылет по аналогичному маршруту. Через 2 часа 50 минут полета на данном виде работ экипаж, по указанию летчика-наблюдателя, в 14:00 мск произвел посадку на точке, расположенной на удалении 175 км с азимутом 125° от Олекминска, с остатком топлива 550 кг. После посадки на точке экипаж взял на борт 12 служебных пассажиров и груз весом 559 кг. Для выполнения полета до аэропорта посадки, с учетом аэронавигационного запаса топлива, требовалось 970 кг топлива (по маршруту прогнозировался ветер 310° 30 км/ч). Грубо нарушив требования НПП ГА-78 п 5.15.3, командир вертолета принял решение на вылет и в 14:05 мск произвел взлет. Взлетная масса (9 540 кг) и центровка при этом не выходили за установленные пределы. Полет выполнялся на высоте 1 000 м по минимальному приведенному давлению. На второй половине маршрута ветер усилился до 40 км/ч.
В 14:33 мск, с целью увеличения путевой скорости, экипаж начал самовольное снижение с вертикальной скоростью 0,5-1 м/с и в 14:43 занял высоту 850 м. При загорании табло "осталось топлива 300 литров" в 14:37 командир продолжил полет и не принял единственно правильного решения в создавшейся обстановке произвести посадку на одну из площадок, имевшихся на пути следования. Фактическая путевая скорость 180 км/ч и удаление 70-75км. не обеспечивали безопасного завершения полета. Через 25 минут после загорания табло "осталось топлива 300 литров", в процессе выполнения четвертого разворота с левым креном более 30° на высоте 250-280 м произошло последовательное самовыключение обоих двигателей из-за полной выработки топлива. В создавшейся аварийной ситуации командир при переводе вертолета на режим самовращения несущего винта допустил первичное падение оборотов несущего винта до 80%. Командир вертолета в процессе снижения неоднократно изменял тангаж, бортмеханик безуспешно пытался запустить левый двигатель при остром дефиците времени и малой высоте. С вертикальной скоростью более 13 м/с, поступательной скоростью порядка 30-40 км/ч, углом тангажа +13° вертолет в 15:02 мск столкнулся с землей и разрушился. Экипаж и пассажиры получили травмы различной степени, второй пилот и 2 пассажира скончались в больнице.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
1 |
Пассажиры |
12 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-22529 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1969 |
Заводской номер ВС |
0925 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Лесоавиационный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Якутское УГА, Мирнинский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Олёкминск |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Олёкминск |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила:
- KBС принял необоснованное решение на вылет с точки при недостаточном запасе топлива, чем нарушил п.5.15.3. НПП ГА-78.
- При выполнении полета после загорания табло "Осталось топлива 300 литров",экипаж не принял единственно правильного решения о производстве посадки на площадку, подобранную с воздуха, а продолжал полет.
- После самовыключения двигателей экипаж не справился с техникой пилотирования на режиме авторотации, в связи с неподготовленностью к действиям в особых случаях в полете при отказе двух двигателей.
Положение рычагов раздельного управления двигателями, показания очевидцев, характер разрушения вертолета и его частей позволяют сделать вывод, что КВС, с целью экономии топлива в процессе снижения, перевел правый двигатель на режим "малый газ", из-за чего уменьшились обороты несущего винта. При самовыключении обоих двигателей это отрицательно сказалось на переход несущего винта на режим самовращения и привело к уменьшению оборотов несущего винта до 80%, чем значительно усугубилась катастрофическая ситуация.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной катастрофы вертолета явилось грубое нарушение КВС требований НПП ГА-78 пп 3.3.4 и 5.15.3, выразившееся в принятия решения на полет без необходимого количества топлива на борту.
Сопутствующей причиной явилась неподготовленность экипажа и выполнение посадки на режиме самовращения несущего винта при самовыключении обоих двигателей.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|