Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т а/к АлтайАвиа в н.п Тюнгур, Республика Алтай
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  27 июля 2023 г.
Время:  15:00
Страна:  Россия
Место происшествия:  Республика Алтай, Усть-Коксинский район, село Тюнгур
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-24474
Авиакомпания:  АлтайАвиа
 


Описание
    В день происшествия экипаж выполнял задание по перевозке туристов в район горы Белуха и обратно. Перелетев с п.п. Карасук в н.п. Тюнгур, КВС произвел заход на посадку на подобранную с воздуха площадку с МК=55°. В процессе зависания над местом посадки на высоте около 2 м, находясь в зоне влияния воздушной подушки, КВС развернул вертолет вправо, на магнитный курс 245°, обратный заходу, и произвел посадку. Взяв на борт 13 пассажиров, экипаж произвел взлет и прибыл в район горы Белуха, произведя посадку на подобранную с воздуха площадку. После посадки туристы убыли на пешую прогулку по туристическим маршрутам.
    Примерно через 2 часа туристы вернулись к вертолету, в том же составе поднялись на борт и заняли места в салоне. Экипаж произвел взлет для выполнения полета по обратному маршруту. Прибыв в район н.п. Тюнгур, КВС произвел заход на посадку с МК=65…70° с сильным порывистым попутным ветром на ту же подобранную с воздуха площадку, что и в первом полете. На высоте около 2 м над площадкой он произвел зависание и приступил к выполнению разворота вправо с целью обеспечить пассажирам более удобное покидание вертолета, по направлению к своей базе. В процессе разворота произошло столкновение хвостовой балкой, а затем рулевым винтом с железобетонной опорой местной линии электропередачи. В результате столкновения произошло разрушение рулевого винта и концевой балки и ее отделение от конструкции вертолета, который перешел в неуправляемое левое вращение с развитием правого крена. Вертолет упал на правый борт и загорелся. Члены экипажа и часть пассажиров смогли покинуть борт. 4 пассажира погибли, 10 пассажиров и членов экипажа получили ранения и ожоги различной степени тяжести. 1 пассажир и бортмеханик невредимы. Вертолет сгорел. Двое пострадавших скончались от ожогов 29 июля и 2 августа.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 13 6
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/539/cu7tvhjwf83u8jb9jkv2qgnm1b0qxbsf/report_ra-24474.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-24474
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 23.10.1986
Заводской номер ВС 98628796
Наработка ВС (часы) 11492
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка С94311155 С95401366


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Аэровизуальный
Авиакомпания АлтайАвиа
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Подобранная с воздуха площадка представляет собой ровный участок земной поверхности прямоугольной формы (400х90 м), ограниченный двумя ЛЭП высотой до 10 м с севера и востока, а также деревьями высотой до 20 м с севера и до 15 м с юга. Использование этой площадки экипажами ООО «АлтайАвиа» было определено и согласовано руководителями компании. Характеристики выбранного участка местности соответствовали требованиям РЛЭ Ми-8 для выполнения посадки с подбором.
    При выполнении аварийной посадки на воздушное судно воздействовал порывистый попутный ветер. В процессе зависания и дальнейшего разворота на висении вертолет, под воздействием ветра, скорость которого, наиболее вероятно, превышала установленные РЛЭ ограничения, сместился в сторону опоры ЛЭП. По объяснениям КВС, сближение с железобетонной опорой ЛЭП, слева по полету, он не наблюдал. Согласно РЛЭ, он должен был обеспечить приземление вертолета на безопасном расстоянии до препятствий и не допускать боковых перемещений ВС.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие с вертолетом Ми-8Т RA-24474 произошло днем в визуальных метеорологических условиях при выполнении посадки на площадку, подобранную с воздуха, в результате столкновения ВС хвостовой балкой и рулевым винтом с железобетонной опорой ЛЭП и последующего столкновения вертолета с земной поверхностью.
    Способствующими факторами явились:
    - выбор места посадки без учета безопасного расстояния до препятствий;
    - неучет влияния попутного порывистого ветра;
    - необоснованное выполнение разворота на висении перед приземлением вертолета;
    - неконтролируемое боковое перемещение вертолета перед приземлением;
    - недостаточная осмотрительность КВС при выполнении посадки;
    - превышение (наиболее вероятно) ограничений максимальной скорости попутного ветра при висении и развороте.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2025, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.