В день происшествия КВС и второй пилот получили задание выполнить два санитарных рейса по оказанию срочной медицинской помощи и медицинской эвакуации на территории Волгоградской области по заявке ГУЗ «ГКБ СПМ №25» (г. Волгоград). КВС принял решение выполнить оба полета самостоятельно (без второго пилота), что не противоречит требования РЛЭ вертолета «Ансат». Перед полетами КВС ознакомился с прогнозом погоды и принял решение на вылет. Первый рейс он выполнил в период с 12:45 до 15:45 (время местное) и вернулся на посадочную площадку Езока (на окраине н.п. Ерзовка), где базировалось ВС.
В 17:00 КВС произвел взлет с п.п. Езока для выполнения второго рейса в г. Урюпинск. Во время обратного полета из Урюпинска на п.п. Янтарная (площадка ГКБ №25) пилот получил информацию АТИС о штормовой погоде в а/п Волгоград (Гумрак). При подходу к Волгограду вертолет оказался в сильном ливне, ограничивающем обзор.
В 21:23 КВС произвел посадку на п.п. Янтарная и высадил пассажиров. На площадке шёл дождь и была низкая облачность. КВС принял решение на выполнение перелета с п.п. Янтарная на п.п. Езока и в 21:45 произвел взлет. Остаток топлива на борту составлял 110 литров.
После взлета диспетчер СДП дал указание набирать барометрическую высоту 1500 футов (457 м). Через 2 минуты после взлета КВС слышал информацию об опасных метеоявлениях (гроза), переданную диспетчером экипажу другого ВС. Через 4 минуты после взлета пилот на высоте 968 футов (290 м) прекратил набор высоты и перевел вертолет на снижение. Снизившись до высоты 230 м, он снова перевел вертолет в набор высоты, набрав высоту 310 м. Затем (в 21:53:11) он снова перевел ВС на снижение. Перейдя на связь с диспетчером МДП, КВС в 21:54:32, фактически находясь в снижении на высоте 200 м, доложил ему о полете на высоте 1500 футов. Диспетчер подтвердил продолжение полета на высоте 1500 футов.
В 21:54:41 на высоте 188 м (истинная высота 160 м) КВС перевел вертолет в набор высоты и после набора 249 м в 18:55:13 снова перевел вертолет на снижение с уменьшением общего шага винта с 55% до 44%, созданием угла тангажа на пикирование до 5° и увеличением вертикальной скорости снижения до 8.7 м/с. Снизившись до высоты 96 м (истинная высота около 40 м), вертолет снова был переведен в набор высоты.
В 21:56:16 зарегистрирована разовая команда «Остаток топлива 20 л в левом баке». При этом отмечается начало развития левого крена (от 4° до 8°) и снижение вертолета. Согласно РЛЭ, при регистрации данной команды необходимо принять решение на полет до ближайшего аэродрома или выполнение посадки на выбранную площадку. Остаток топлива 20 литров в каждом расходном баке позволяет выполнять полет в течение не более 10 минут. Так как оставшееся время полета до п.п. Езока составляло около 2 минут (5,3 км), КВС принял решение продолжить выполнение полета до п.п. Езока.
В 21:56:39 на высоте 140 м и скорости 180 км/ч вертолет был переведен в набор высоты с увеличением угла тангажа на кабрирование до 16°, сохранением левого крена 5°, с последующим уменьшением общего шага НВ и падением скорости.
С 21:56:40 и до момента АП полет проходил со значительными изменениями его параметров: угла крена - от минус 20° до плюс 41°, угла тангажа - от минус 16° до плюс 20°, вертикальной скорости - от минус 6.9 м/с до плюс 7.8 м/с, общего шага винта - от 27% до 58%, приборной скорости - от 33 км/ч до 180 км/ч, барометрической высоты полета – от 139 м до 220 м, истинной высоты – от 43 м до 145 м, курса – от 5° до 164°.
Примерно в 21:57:58 вертолет столкнулся с землей. В этот момент пилот начал доклад диспетчеру МДП о расчетном времени посадки. Последние зарегистрированные параметры полета были: угол тангажа 13° на пикирование, угол крена 56° влево, приборная скорость 169 км/ч, вертикальная скорость снижения 15.1 м/с, общий шаг винта 51%, курс 106°.
ВС при ударе о землю скапотировало и разрушено, пожара не было. Место катастрофы расположено в 180 м восточнее автотрассы Волгоград – Саратов – Сызрань на покрытом кустарником и небольшими деревьями равнинном участке высотой 125 м над уровнем моря. Рядом проходит воздушная ЛЭП, один из проводов которой был поврежден отлетевшим при разбросе обломков фрагментом лопасти НВ. Расстояние от места столкновения ВС с землей до места его остановки – 35 м с МК=115°. КВС был не пристегнут привязными ремнями, выброшен из пилотской кабины и погиб. В момент происшествия в данном районе был сильный дождь.
|