Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ансат АО Русские вертолетные системы в районе н.п. Ерзовка
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 апреля 2023 г.
Время:  21:57
Страна:  Россия
Место происшествия:  Волгоградская область, Городищенский район, 3 км юго-западнее пос. Ерзовка
Тип ВС:  Ансат
Регистрация ВС:  RA-20012
Авиакомпания:  Русские вертолетные системы
 


Описание
    В день происшествия КВС и второй пилот получили задание выполнить два санитарных рейса по оказанию срочной медицинской помощи и медицинской эвакуации на территории Волгоградской области по заявке ГУЗ «ГКБ СПМ №25» (г. Волгоград). КВС принял решение выполнить оба полета самостоятельно (без второго пилота), что не противоречит требования РЛЭ вертолета «Ансат». Перед полетами КВС ознакомился с прогнозом погоды и принял решение на вылет. Первый рейс он выполнил в период с 12:45 до 15:45 (время местное) и вернулся на посадочную площадку Езока (на окраине н.п. Ерзовка), где базировалось ВС.
    В 17:00 КВС произвел взлет с п.п. Езока для выполнения второго рейса в г. Урюпинск. Во время обратного полета из Урюпинска на п.п. Янтарная (площадка ГКБ №25) пилот получил информацию АТИС о штормовой погоде в а/п Волгоград (Гумрак). При подходу к Волгограду вертолет оказался в сильном ливне, ограничивающем обзор.
    В 21:23 КВС произвел посадку на п.п. Янтарная и высадил пассажиров. На площадке шёл дождь и была низкая облачность. КВС принял решение на выполнение перелета с п.п. Янтарная на п.п. Езока и в 21:45 произвел взлет. Остаток топлива на борту составлял 110 литров.
    После взлета диспетчер СДП дал указание набирать барометрическую высоту 1500 футов (457 м). Через 2 минуты после взлета КВС слышал информацию об опасных метеоявлениях (гроза), переданную диспетчером экипажу другого ВС. Через 4 минуты после взлета пилот на высоте 968 футов (290 м) прекратил набор высоты и перевел вертолет на снижение. Снизившись до высоты 230 м, он снова перевел вертолет в набор высоты, набрав высоту 310 м. Затем (в 21:53:11) он снова перевел ВС на снижение. Перейдя на связь с диспетчером МДП, КВС в 21:54:32, фактически находясь в снижении на высоте 200 м, доложил ему о полете на высоте 1500 футов. Диспетчер подтвердил продолжение полета на высоте 1500 футов.
    В 21:54:41 на высоте 188 м (истинная высота 160 м) КВС перевел вертолет в набор высоты и после набора 249 м в 18:55:13 снова перевел вертолет на снижение с уменьшением общего шага винта с 55% до 44%, созданием угла тангажа на пикирование до 5° и увеличением вертикальной скорости снижения до 8.7 м/с. Снизившись до высоты 96 м (истинная высота около 40 м), вертолет снова был переведен в набор высоты.
    В 21:56:16 зарегистрирована разовая команда «Остаток топлива 20 л в левом баке». При этом отмечается начало развития левого крена (от 4° до 8°) и снижение вертолета. Согласно РЛЭ, при регистрации данной команды необходимо принять решение на полет до ближайшего аэродрома или выполнение посадки на выбранную площадку. Остаток топлива 20 литров в каждом расходном баке позволяет выполнять полет в течение не более 10 минут. Так как оставшееся время полета до п.п. Езока составляло около 2 минут (5,3 км), КВС принял решение продолжить выполнение полета до п.п. Езока.
    В 21:56:39 на высоте 140 м и скорости 180 км/ч вертолет был переведен в набор высоты с увеличением угла тангажа на кабрирование до 16°, сохранением левого крена 5°, с последующим уменьшением общего шага НВ и падением скорости.
    С 21:56:40 и до момента АП полет проходил со значительными изменениями его параметров: угла крена - от минус 20° до плюс 41°, угла тангажа - от минус 16° до плюс 20°, вертикальной скорости - от минус 6.9 м/с до плюс 7.8 м/с, общего шага винта - от 27% до 58%, приборной скорости - от 33 км/ч до 180 км/ч, барометрической высоты полета – от 139 м до 220 м, истинной высоты – от 43 м до 145 м, курса – от 5° до 164°.
    Примерно в 21:57:58 вертолет столкнулся с землей. В этот момент пилот начал доклад диспетчеру МДП о расчетном времени посадки. Последние зарегистрированные параметры полета были: угол тангажа 13° на пикирование, угол крена 56° влево, приборная скорость 169 км/ч, вертикальная скорость снижения 15.1 м/с, общий шаг винта 51%, курс 106°.
    ВС при ударе о землю скапотировало и разрушено, пожара не было. Место катастрофы расположено в 180 м восточнее автотрассы Волгоград – Саратов – Сызрань на покрытом кустарником и небольшими деревьями равнинном участке высотой 125 м над уровнем моря. Рядом проходит воздушная ЛЭП, один из проводов которой был поврежден отлетевшим при разбросе обломков фрагментом лопасти НВ. Расстояние от места столкновения ВС с землей до места его остановки – 35 м с МК=115°. КВС был не пристегнут привязными ремнями, выброшен из пилотской кабины и погиб. В момент происшествия в данном районе был сильный дождь.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/aba/t87w9em07twvpcp40o5v0shgu2mjtg2r/report_ra-20012.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ансат
Регистрационный номер (id) ВС RA-20012
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 22.06.2018
Заводской номер ВС 33088
Наработка ВС (часы) 2062
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка PСЕ-ВК0178 РСЕ-ВК0179


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Русские вертолетные системы
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие с вертолетом Ансат RA-20012 произошло вследствие потери КВС пространственной ориентировки при выполнении полета ночью в метеорологических условиях, не соответствующих ПВП.
   
    Способствующими факторами, наиболее вероятно, явились:
    - принятие решения КВС на выполнение полета в условиях, не соответствующих ПВП ночью;
    - непринятие КВС решения о прекращении полета при ухудшении метеоусловий до значений, ниже установленных для ПВП ночью;
    - возможное отвлечение внимания КВС на работу с мобильным телефоном в полете.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.