Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8МТВ-1 а/к Полярные авиалинии в районе Чагды
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  29 июня 2022 г.
Время:  20:40
Страна:  Россия
Место происшествия:  Республика Саха (Якутия), Алданский район, 29 км юго-восточнее н.п. Чагда
Тип ВС:  Ми-8МТВ-1
Регистрация ВС:  RA-25116
Авиакомпания:  Полярные авиалинии
Рейс:  ЯП-9936
 


Описание
    Выполнялись лесоавиационные работы по маршруту: Маган – Алдан – Усть-Мая – Алдан с посадками с подбором площадок с воздуха в районе мест пожаров. В а/п Алдан были высажены служебные пассажиры (авиатехники) и взят на борт летчик-наблюдатель.
    В 18:23 вертолет прибыл в Усть-Маю и после дозаправки произвел взлет в 18:53. В дальнейшем были произведены две посадки в районе мест пожаров, где на борт были взяты 19 десантников-пожарных и груз 600 кг с целью доставки их на место еще одного пожара.
    Посадка производилась в 29 км с Аи=107° от н.п. Чагда (269 км с Аи=226° от а/п Усть-Мая) в 20:40 местного времени. После прибытия на место был выполнен облет пожара и мест возможной посадки. Так как подходящей площадки не было, летчик-наблюдатель и КВС приняли решение о десантировании с висения 4 десантников-пожарных на пусковых устройствах для подготовки площадки.
    В процессе зависания произошло снижение и столкновение ВС с отдельно стоящими сухостойными деревьями. Вертолет вертикально опустился на ствол сухостойного дерева без верхушки, который, пробив нижнюю часть фюзеляжа, вошел в пилотскую кабину на 1,6 м. В дальнейшем произошло падение ВС на левый борт. Локальное возгорание (в районе НВ), произошедшее после падения ВС, было оперативно ликвидировано. 14 пассажиров и 3 члена экипажа получили серьезные ранения. Впоследствии распространение лесного пожара привело к уничтожению вертолета огнем.
    По расчетам комиссии, фактическая масса вертолета на момент попытки зависания превышала максимально-допустимую массу для вертолета Ми-8МТВ1 (13000 кг) на примерно 500 кг. Зависание вертолета вне зоны влияния воздушной подушки при таком значении полетной массы было невозможно. Перегруз стал следствием того, что фактическая масса имущества десантников-пожарных была примерно на 400 кг больше заявленной Заказчиком, и экипаж при расчете загрузки на оперативной точке использовал заниженный средний вес одного пассажира и не учитывал вес их личных вещей и экипировки.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 0
Пассажиры 19 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/48b/ovv00djitek8h3nc8quz2rsncnzm9g22/report_ra-25116.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8МТВ-1
Регистрационный номер (id) ВС RA-25116
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 30.09.1991
Заводской номер ВС 95732
Наработка ВС (часы) 8593
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса ЯП-9936
Категория рейса Лесоавиационный
Авиакомпания Полярные авиалинии
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Усть-Мая
Пункт назначения Алдан
Начальный пункт маршрута Якутск (Маган)
Конечный пункт маршрута Алдан


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие с вертолетом Ми-8МТВ RA-25116 произошло при попытке зависания вне зоны влияния воздушной подушки с полетной массой, превышающей максимально-допустимую величину для фактических условий, что после штатного срабатывания ограничения подачи топлива электронными регуляторами двигателей привело к дефициту располагаемой мощности, самопроизвольному снижению вертолета и его столкновению с препятствиями и земной поверхностью.
    Превышение максимально-допустимой величины полетной массы стало возможным из-за недостатков имеющихся процедур по определению и контролю загрузки вертолета на оперативной точке при выполнении авиационных работ.
    Отсутствие в РЛЭ вертолета и технологии работы экипажа (стандартных эксплуатационных процедурах) информации по порядку контроля срабатывания ограничения подачи и рекомендуемым действиям не позволило экипажу своевременно распознать ситуацию и принять меры по прекращению зависания и уходу на второй круг.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.