|
|
|
Авария Ми-8МТВ-1 а/к Полярные авиалинии в районе Чагды |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 29 июня 2022 г.
Время: 20:40
Страна: Россия
Место происшествия: Республика Саха (Якутия), Алданский район, 29 км юго-восточнее н.п. Чагда
Тип ВС: Ми-8МТВ-1
Регистрация ВС: RA-25116
Авиакомпания: Полярные авиалинии
Рейс: ЯП-9936
|
|
|
|
|
Описание |
Выполнялись лесоавиационные работы по маршруту: Маган – Алдан – Усть-Мая – Алдан с посадками с подбором площадок с воздуха в районе мест пожаров. В а/п Алдан были высажены служебные пассажиры (авиатехники) и взят на борт летчик-наблюдатель.
В 18:23 вертолет прибыл в Усть-Маю и после дозаправки произвел взлет в 18:53. В дальнейшем были произведены две посадки в районе мест пожаров, где на борт были взяты 19 десантников-пожарных и груз 600 кг с целью доставки их на место еще одного пожара.
Посадка производилась в 29 км с Аи=107° от н.п. Чагда (269 км с Аи=226° от а/п Усть-Мая) в 20:40 местного времени. После прибытия на место был выполнен облет пожара и мест возможной посадки. Так как подходящей площадки не было, летчик-наблюдатель и КВС приняли решение о десантировании с висения 4 десантников-пожарных на пусковых устройствах для подготовки площадки.
В процессе зависания произошло снижение и столкновение ВС с отдельно стоящими сухостойными деревьями. Вертолет вертикально опустился на ствол сухостойного дерева без верхушки, который, пробив нижнюю часть фюзеляжа, вошел в пилотскую кабину на 1,6 м. В дальнейшем произошло падение ВС на левый борт. Локальное возгорание (в районе НВ), произошедшее после падения ВС, было оперативно ликвидировано. 14 пассажиров и 3 члена экипажа получили серьезные ранения. Впоследствии распространение лесного пожара привело к уничтожению вертолета огнем.
По расчетам комиссии, фактическая масса вертолета на момент попытки зависания превышала максимально-допустимую массу для вертолета Ми-8МТВ1 (13000 кг) на примерно 500 кг. Зависание вертолета вне зоны влияния воздушной подушки при таком значении полетной массы было невозможно. Перегруз стал следствием того, что фактическая масса имущества десантников-пожарных была примерно на 400 кг больше заявленной Заказчиком, и экипаж при расчете загрузки на оперативной точке использовал заниженный средний вес одного пассажира и не учитывал вес их личных вещей и экипировки.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
0 |
Пассажиры |
19 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8МТВ-1 |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-25116 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
30.09.1991 |
Заводской номер ВС |
95732 |
Наработка ВС (часы) |
8593 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
ЯП-9936 |
Категория рейса |
Лесоавиационный |
Авиакомпания |
Полярные авиалинии |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Усть-Мая |
Пункт назначения |
Алдан |
Начальный пункт маршрута |
Якутск (Маган) |
Конечный пункт маршрута |
Алдан |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Авиационное происшествие с вертолетом Ми-8МТВ RA-25116 произошло при попытке зависания вне зоны влияния воздушной подушки с полетной массой, превышающей максимально-допустимую величину для фактических условий, что после штатного срабатывания ограничения подачи топлива электронными регуляторами двигателей привело к дефициту располагаемой мощности, самопроизвольному снижению вертолета и его столкновению с препятствиями и земной поверхностью.
Превышение максимально-допустимой величины полетной массы стало возможным из-за недостатков имеющихся процедур по определению и контролю загрузки вертолета на оперативной точке при выполнении авиационных работ.
Отсутствие в РЛЭ вертолета и технологии работы экипажа (стандартных эксплуатационных процедурах) информации по порядку контроля срабатывания ограничения подачи и рекомендуемым действиям не позволило экипажу своевременно распознать ситуацию и принять меры по прекращению зависания и уходу на второй круг.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|