Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8Т Вологодского авиапредприятия в районе п.п. Ловозеро
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  28 февраля 2023 г.
Время:  14:52
Страна:  Россия
Место происшествия:  Мурманская область, Ловозерский район, 3 км восточнее н.п. Ловозеро
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-25227
Авиакомпания:  Вологодское авиапредприятие
Рейс:  9551
 


Описание
    Выполняя второй в день происшествия регулярный пассажирский рейс по маршруту п.п. Ловозеро - п.п. Краснощелье – п.п Ловозеро, вертолет после вылета в 14:07 с п.п. Краснощелье столкнулся с ледовой заснеженной поверхностью оз. Ловозеро в 2,5 км с азимутом 135° от посадочной площадки Ловозеро. Авария произошла около 14:52 местного времени при снижении в снежном заряде. Пожара не было. Вертолет получил значительные повреждения, лежит на левом борту. 2 пассажира получили легкие ранения, остальные пассажиры и члены экипажа не пострадали. В момент АП активное пилотирование ВС выполнял второй пилот, КВС осуществлял контролирующее пилотирование. Столкновение с поверхностью (лед толщиной 50 см, покрытый плотным снегом толщиной 30 см) произошло сначала стойками шасси, без крена, с небольшим углом тангажа на пикирование. ВС остановилось на левом борту в 30 м от места первого касания.
    Фактическая погода за 15:00, зафиксированная на ГМС Ловозеро (в 4 км западнее места происшествия): ветер у земли 320° 5 м/с, видимость 4000 м, слабый ливневый снег, снежная метель, облачность нижнего яруса 8 октанов, кучево-дождевая облачность с нижней границей 300-600 м. В 15:05 ГМС выдало штормовое оповещение: ухудшение видимости при осадках, видимость 2 км, умеренный или сильный ливневый снег.
    По показаниям КВС, экипаж на удалении около 12 км от места назначения, визуально наблюдая характерные наземные ориентиры в районе посадочной площадки, перевел вертолет на снижение с истинной высоты 150 м и начал уменьшать приборную скорость полета. В 14:49:22 на приборной скорости 200 км/ч и истинной высоте 140 м пересек береговую черту Ловозера. Дальнейший полет проходил в условиях белизны заснеженной поверхности замерзшего Ловозера. Второй пилот продолжал снижение, одновременно производя довороты в направлении площадки. На удалении около 4 км до площадки погодные условия ухудшились из-за начавшегося сильного ливневого снегопада. Наблюдая ухудшение метеоусловий, КВС не принял решение о прекращении задания и возврате на п.п. Краснощелье, а продолжил полет, допустив тем самым нарушение требований ФАП-128. Попыток прекращения снижения и набора безопасной высоты полета для перехода на полет по ППП экипаж не предпринимал. Ранее имевшийся визуальный контакт с районом площадки был потерян.
    В 14:51:35 на высоте 60 м и удалении 2,75 км от посадочной площадки сработал задатчик опасной высоты радиовысотомера. Бортмеханик проинформировал о фактических параметрах полета: «РВ 60, скорость путевая 66». КВС о принятом решении («садимся» или «уходим») экипаж не информировал. Второй пилот снижение не прекратил, продолжая выполнять довороты по курсу. Вертикальная скорость снижения увеличилась до 3 м/с и продолжала расти. Экипаж параметры полета по приборам не контролировал. Попав в снежный заряд над заснеженной поверхностью озера, в условиях белизны подстилающей поверхности, все члены экипажа пытались установить визуальный контакт с наземными ориентирами («искали землю»). Снижение вертолета с вертикальной скоростью, достигшей 5,5 м/с продолжалось до его столкновения с заснеженной поверхностью озера в 14:51:49. Столкновение было полностью неожиданным для экипажа. На удалении около 400 метров от места АП находилась контрастная береговая черта с деревьями высотой около 10…15 метров, которые, очевидно, экипаж не наблюдал их по причине недостаточной видимости. Двигатели от удара выключились. При ударе и опрокидывании вертолета самопроизвольно открылись задние грузовые створки. Экипаж и пассажиры покинули вертолет, вскоре были обнаружены местными жителями и эвакуированы ими на снегоходах на посадочную площадку.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 6 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/749/6kv8uhs7oslyrbreszxzx1ye4pqv74iu/report_ra-25227.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-25227
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 29.06.1979
Заводской номер ВС 7762
Наработка ВС (часы) 23052
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка С 98101259 С 96301082


Сведения о рейсе

Номер рейса 9551
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Вологодское авиапредприятие
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Краснощелье
Пункт назначения Ловозеро
Начальный пункт маршрута Краснощелье
Конечный пункт маршрута Ловозеро


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие с вертолетом Ми-8Т RA-25227 произошло при выполнении захода на посадку над неконтрастной (заснеженной) безориентирной местностью, днем, в метеоусловиях, не соответствующих ПВП (из-за сниженной видимости в условиях снежных осадков), из-за потери экипажем контроля за высотой полета, что привело к столкновению вертолета с землей в управляемом полете.
    Способствующими факторами явились:
    1. невыполнение экипажем положений РПП авиакомпании и ФАП-128:
    1.1. при попадании в метеоусловия хуже установленных для ПВП – в части непринятия решения о возврате на площадку вылета, которая была также определена в качестве запасного аэродрома, или о посадке на подобранную с воздуха площадку;
    1.2. при достижении высоты принятии решения и неустановлении надежного визуального контакта с ориентирами посадочной площадки – в части выполнения прерванного захода на посадку;
    2. недостаточной уровень управления ресурсами экипажа (взаимодействия в экипаже) и контроль за параметрами полета;
    3. неучет экипажем особенностей выполнения полета над неконтрастной местностью в условиях отсутствия наземных ориентиров.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2025, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.