Выполняя второй в день происшествия регулярный пассажирский рейс по маршруту п.п. Ловозеро - п.п. Краснощелье – п.п Ловозеро, вертолет после вылета в 14:07 с п.п. Краснощелье столкнулся с ледовой заснеженной поверхностью оз. Ловозеро в 2,5 км с азимутом 135° от посадочной площадки Ловозеро. Авария произошла около 14:52 местного времени при снижении в снежном заряде. Пожара не было. Вертолет получил значительные повреждения, лежит на левом борту. 2 пассажира получили легкие ранения, остальные пассажиры и члены экипажа не пострадали. В момент АП активное пилотирование ВС выполнял второй пилот, КВС осуществлял контролирующее пилотирование. Столкновение с поверхностью (лед толщиной 50 см, покрытый плотным снегом толщиной 30 см) произошло сначала стойками шасси, без крена, с небольшим углом тангажа на пикирование. ВС остановилось на левом борту в 30 м от места первого касания.
Фактическая погода за 15:00, зафиксированная на ГМС Ловозеро (в 4 км западнее места происшествия): ветер у земли 320° 5 м/с, видимость 4000 м, слабый ливневый снег, снежная метель, облачность нижнего яруса 8 октанов, кучево-дождевая облачность с нижней границей 300-600 м. В 15:05 ГМС выдало штормовое оповещение: ухудшение видимости при осадках, видимость 2 км, умеренный или сильный ливневый снег.
По показаниям КВС, экипаж на удалении около 12 км от места назначения, визуально наблюдая характерные наземные ориентиры в районе посадочной площадки, перевел вертолет на снижение с истинной высоты 150 м и начал уменьшать приборную скорость полета. В 14:49:22 на приборной скорости 200 км/ч и истинной высоте 140 м пересек береговую черту Ловозера. Дальнейший полет проходил в условиях белизны заснеженной поверхности замерзшего Ловозера. Второй пилот продолжал снижение, одновременно производя довороты в направлении площадки. На удалении около 4 км до площадки погодные условия ухудшились из-за начавшегося сильного ливневого снегопада. Наблюдая ухудшение метеоусловий, КВС не принял решение о прекращении задания и возврате на п.п. Краснощелье, а продолжил полет, допустив тем самым нарушение требований ФАП-128. Попыток прекращения снижения и набора безопасной высоты полета для перехода на полет по ППП экипаж не предпринимал. Ранее имевшийся визуальный контакт с районом площадки был потерян.
В 14:51:35 на высоте 60 м и удалении 2,75 км от посадочной площадки сработал задатчик опасной высоты радиовысотомера. Бортмеханик проинформировал о фактических параметрах полета: «РВ 60, скорость путевая 66». КВС о принятом решении («садимся» или «уходим») экипаж не информировал. Второй пилот снижение не прекратил, продолжая выполнять довороты по курсу. Вертикальная скорость снижения увеличилась до 3 м/с и продолжала расти. Экипаж параметры полета по приборам не контролировал. Попав в снежный заряд над заснеженной поверхностью озера, в условиях белизны подстилающей поверхности, все члены экипажа пытались установить визуальный контакт с наземными ориентирами («искали землю»). Снижение вертолета с вертикальной скоростью, достигшей 5,5 м/с продолжалось до его столкновения с заснеженной поверхностью озера в 14:51:49. Столкновение было полностью неожиданным для экипажа. На удалении около 400 метров от места АП находилась контрастная береговая черта с деревьями высотой около 10…15 метров, которые, очевидно, экипаж не наблюдал их по причине недостаточной видимости. Двигатели от удара выключились. При ударе и опрокидывании вертолета самопроизвольно открылись задние грузовые створки. Экипаж и пассажиры покинули вертолет, вскоре были обнаружены местными жителями и эвакуированы ими на снегоходах на посадочную площадку.
|