Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Нарьян-Марского ОАО в районе Каратайки
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 января 2023 г.
Время:  14:30
Страна:  Россия
Место происшествия:  Архангельская область, Ненецкий АО, Заполярный р-н, 10 км юго-западнее пос. Каратайка
Тип ВС:  Ан-2ТП
Регистрация ВС:  RA-71165
Авиакомпания:  Нарьян-Марский объединенный авиаотряд
Рейс:  НЯ-1096
 


Описание
    Экипаж выполнял регулярный пассажирский рейс НЯ-9165 по маршруту Нарьян-Мар – Усть-Кара – Каратайка - Нарьян-Мар на самолете Ан-2 RA-71165. Взлет в а/п Нарьян-Мар произведен в 09:22. В 12:39 экипаж произвел посадку на п.п Усть-Кара. Весь полет до Усть-Кары проходил в визуальных условиях по ПВП. При подлете к Усть-Каре самолет подвергся небольшому обледенению. На посадочной площадке, при подготовке к обратному рейсу, КВС и второй пилот удаляли лед толщиной до 2 мм с передней кромки крыла.
    В 13:20 самолет вылетел с п.п Усть-Кара на п.п. Каратайка для высадки двух пассажиров. Взлетная масса и центровка ВС не выходили за указанные в РЛЭ нормы. Ранее (в 13:03) по тому же маршруту вылетел самолет Ан-2 RA-71159.
    После взлета полет проходил по ПВП на высоте 500 м. Через 5 минут после взлета на борт ВС была передана фактическая погода п.п. Каратайка, позволявшая произвести визуальную посадку (видимость 10 км, облачность высотой 700 м).
    В 14:06 первый самолет (RA-71159) благополучно произвел посадку на п.п. Каратайка. Примерно через 3-5 минут после посадки погодные условия в Каратайке стали стремительно ухудшаться: образовался туман с видимостью менее 1000 м и высотой облачности менее 100 м. КВС борта RA-71159 передал эту информацию по радиосвязи на борт самолета RA-71165. Был получен ответ: «Принял, спасибо, я пошел в Нарьян-Мар». В процессе послеполетного осмотра экипаж самолета RA-71159 отметил замерзание на поверхности ВС начавшихся осадков в виде мороси.
    В 14:10 КВС Ан-2 RA-71165 вышел на связь с начальником п.п. Каратайка и доложил расчетное время захода 14:17. Начальник площадки передал ему фактическую погоду: ветер у земли 090° 3 м/с, видимость 2000 м, дымка, снег, облачность значительная, высота нижней границы 50 м визуально, температура воздуха -12°С, давление 765 мм рт.ст. В указанное время самолет появился над посадочной площадкой и прошел слева от здания аэропорта примерно в 50 м левее створа полосы на высоте около 40 м. После прохода самолета над площадкой начальник площадки передал на борт информацию об ухудшающихся метеоусловиях (видимость 800 м, туман). КВС ответил, что пойдет на запасной аэродром Варандей. По его показаниям, самолет в процессе захода на посадку начал быстро обледеневать. В дальнейшем, установив двигателю взлетный режим, экипаж начал набирать высоту для ухода на Варандей. Набрав высоту 200 м, экипаж уменьшил режим работы двигателя до номинального. Самолет начал терять высоту, скорость полета стала падать. Повторная установка двигателю взлетного режима положения не изменила. КВС принял решение производить вынужденную посадку перед собой. Посадка производилась в 14:30 местного времени в условиях полярной ночи и отсутствии видимости. Остекление кабины покрылось льдом, несмотря на включенный обогрев. При включении посадочных фар из-за осадков создавался световой экран, после чего фары пришлось выключить. Самолет грубо приземлился в заснеженной тундре в 9,5 км юго-западнее (Аи=230°) п.п. Каратайка и разрушился. Второй пилот и один пассажир погибли. КВС и 7 пассажиров получили тяжелые ранения, 2 пассажира получили легкие ранения. Самолет частично разрушен. Возгорание в районе двигателя было потушено пассажирами. По информации начальника площадки, в 14:30 фактическая погода на п.п. Каратайка была: ветер 090° 3 м/с, видимость 300 м, туман, облачность значительная, высота нижней границы 50 м визуально, температура -12°, давление 765 мм рт.ст.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 10 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета нет данных
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/ca5/tr7tdpkj5w87n2qo1h3w48ijgbpwtijp/report_ra-71165.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2ТП
Регистрационный номер (id) ВС RA-71165
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 30.11.1982
Заводской номер ВС 1G200-08
Наработка ВС (часы) 12705
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка К1638538


Сведения о рейсе

Номер рейса НЯ-1096
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Нарьян-Марский объединенный авиаотряд
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Усть-Кара
Пункт назначения Каратайка
Начальный пункт маршрута Усть-Кара
Конечный пункт маршрута Нарьян-Мар


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие с самолетом Ан-2 RA-71165 произошло при выполнении вынужденной посадки, обусловленной невозможностью продолжения полета из-за влияния обледенения на аэродинамические и тяговые характеристики самолета.
    Способствующими факторами явились:
    - неучет КВС возможных рисков попадания самолета в условия обледенения при принятии решения на вылет;
    - несвоевременное принятие КВС решения об изменении плана полета при наличии информации об ухудшении метеорологических условий в пункте назначения до значений, ниже установленных для полета по ПВП ночью и предполагавших возможность обледенения ВС;
    - несоблюдение ПВП в части длительного выполнения полета в условиях фактического обледенения.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.