Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Костромского авиапредприятия в районе Костромы
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  08 ноября 2022 г.
Время:  17:19
Страна:  Россия
Место происшествия:  Костромская область, 1.88 км северо-восточнее КТА а/п Кострома (Сокеркино)
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  RA-14185
Авиакомпания:  Костромское авиапредприятие
 


Описание
    Экипаж выполнял полет по санзаданию из а/п Кострома на п.п Шарья и обратно. При вылете в 13:10 местного времени прогнозируемые метеоусловия были сложными (видимость 4000 м, слабый дождь, сплошная облачность с нижней границей 100 м и верхней границей 1000 м), но соответствовали дневному минимуму КВС по ПВП (100х1000 м). При полете в зоне аэродрома Кострома экипаж доложил, что метеоусловия «по минимуму». В 14:38 была произведена посадка на п.п. Шарья. На борт был взят пациент (67-ми летний больной с сердечно-сосудистым заболеванием). Перед вылетом в обратный рейс КВС уточнил зональный прогноз погоды, который предусматривал видимость 3000 м, слабый дождь, сплошная облачность с нижней границей 100 м и верхней границей 1500 м. Время вылета не обеспечивало прилет на аэродром назначения в светлое время суток. Ночной минимум КВС по ПВП (300х4000 м) не обеспечивался, а к полетам ночью по ППП он допущен не был. Учитывая экстренный характер полета, КВС на основании п. 1.4 ФАП-128 принял решение на его выполнение.
    Экипаж в 15:28 вылетел в обратный рейс. Пилотировал КВС с левого сиденья. Полет выполнялся по ПВП на высотах 60-190 м (под нижней границей облачности). На удалении около 60 км от а/п Кострома наступили ночные условия. При встрече с метеоусловиями, исключающими возможность продолжения полета по ПВП ночью, КВС не принял решение возвратиться в пункт вылета или произвести посадку на подобранную с воздуха площадку.
    В 17:00 (через 46 минут после захода солнца) вертолет вошел в зону аэродрома Кострома. КВС доложил о входе в зону и выполнении полета по ППП (при отсутствии у него допуска), запросив заход на посадку по приборам через БПРМ. Фактическая погода, выданная экипажу, была: видимость 3400 м, высота нижней границы облачности (ВНГО) 80 м, ветер 190° 4 м/с. Заход экипаж рассчитывал через БПРМ, на который настроил АРК.
    К 17:05 погодные условия ухудшились: видимость понизилась до 2500 м, нижняя граница облачности – до 70 м.
    В 17:14 КВС, ошибочно приняв освещение участка автодороги Молодеево-Никольское за ВПП аэродрома Кострома (Сокеркино), приступил к построению маневра захода на посадку и выполнил разворот влево на ИК=135° с уменьшением высоты с 80 до 45 м. КВС на правом сиденье, исполнявший обязанности второго пилота, сказал ему, что это не полоса. КВС продолжал полет по ПВП по нижней границе облачности для сохранения видимости наземных ориентиров. После выхода к населенному пункту Никольское экипаж опознал наземный ориентир, и выполнил правый разворот в направлении БПРМ. При этом КВС минимальную безопасную высоту захода по ППП (600 м) не набрал.
    В процессе захода экипаж еще раз запрашивал ВНГО (было 80 м) и запросил разрешение входа в круг ВПП 13. Диспетчер разрешил вход в круг. При этом видимость продолжала ухудшаться. Диспетчер информировал экипаж о ее значении (2500 м). Шел слабый дождь. Затем экипаж запросил его: «Вы меня наблюдаете?». Диспетчер ответил: «Нет. Вы на ближний выходите?». Затем он запросил у экипажа удаление, на что ответа не последовало. На дальнейшие вызовы экипаж также не отвечал.
    После разворота на БПРМ полет осуществлялся со снижением до истинной высоты около 30 м. В 17:17:38, при подлете к лесному массиву, КВС энергично перевел вертолет в набор высоты. С 17:17:55 полет осуществлялся над лесным массивом, при отсутствии световых ориентиров. Наиболее вероятно, из-за ухудшения видимости и малой высоты полета огни аэродрома экипажем также не наблюдались.
    На 17:19:16 на высоте около 60 м началось снижение вертолета с вертикальной скоростью около 3 м/с и развитием левого крена. Управляющих действий КВС, направленных на прекращение снижения и устранение крена, не было. Это может свидетельствовать о потере КВС визуального контакта с наземными ориентирами и контроля за высотой полета. Наиболее вероятно, навыками по выводу ВС из необычного пространственного положения с использованием только основных пилотажных приборов, КВС не обладал.
    В 17:19:26 вертолет начал сталкиваться с верхушками деревьев леса высотой 20-25 м, упал в лес и получил значительные повреждения. ВС находится на левом борту в 1 875 м от КТА Сокеркино с Аи=33° среди леса. Пожара не было. Пациент погиб от полученных травм. Он находился на носилках. Фиксации носилок и пациента не было. Оба члена экипажа и два фельдшера получили серьезные ранения.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 3 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/a71/zwo5xbqa25yp3xwtj0h6axkvdfc87oc3/report_ra-14185.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-14185
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 29.02.1988
Заводской номер ВС 5410526028
Наработка ВС (часы) 6767
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 481693100 481624090


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Костромское авиапредприятие
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Шарья
Пункт назначения Кострома
Начальный пункт маршрута Шарья
Конечный пункт маршрута Кострома


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие с вертолетом Ми-2 RA-14185 произошло ночью, в метеоусловиях, не соответствующих ПВП, вследствие потери пространственной ориентировки КВС, обусловленной отсутствием визуального контакта с наземными ориентирами и непереходом на пилотирование по приборам, с последующим развитием левого крена, снижением вертолета вплоть до столкновения с земной поверхностью.
    Способствующими факторами, наиболее вероятно, явились:
    – принятие КВС решения на выполнение полета в метеоусловиях, не соответствующих ПВП ночью;
    – непринятие КВС своевременного решения о возврате на аэродром вылета, о полете на запасной аэродром, посадке на площадку, подобранную с воздуха или о переходе на полет по приборам при ухудшении фактических метеоусловий до значений, ниже установленных для ПВП ночью;
    – отсутствие у КВС навыков по выполнению основных маневров в полете и вывода ВС из необычного углового положения с использованием только основных пилотажных приборов;
    – невыполнение проверки навыков по выполнению основных маневров в полете и вывода ВС из необычного углового положения с использованием только основных пилотажных приборов эксплуатантом при квалификационной проверке КВС после приема на работу.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.